Фонд содействия научным исследованиям в области правового обеспечения безопасности человека

Хроникер России эпохи Петра Великого и ее «окаянных дней»

(социально-правовая и девиантологическая проблематика произведений А.Н. Толстого)

 Личность Алексея Толстого, как и его творчество, чрезвычайно противоречива. Алексей Николаевич Тол­стой (1883-1945 гг.) — один из крупнейших русских советских писателей, автор многих романов, повестей, рассказов (в числе них: трилогии «Хождение по мукам» («Сестры», «Восемнадцатый год», «Хмурое утро»); неоконченного исторического романа «Петр Первый», научно-фантастических повестей «Аэлита» и «Гиперболоид инженера Гарина», автобиографического «Детства Никиты», сказки «Золотой ключик»)[1]. После смерти А.М. Горького непродолжительное время возглавлял Союз писателей СССР. Был четырежды женат, природа оказалась благосклонна к его детям, среди которых – известные ученые, доктора наук. Лауреат Сталинских премий, академик, депутат Верховного Совета СССР. Выдающий представитель могучего графского рода Толстых, ранее явивших мировой и отечественной литературе имена Льва Николаевича Толстого и Алексея Константиновича Толстого. 

 В 20-30-е годы прошлого века Толстой был символом человека, который нашел в себе силы перейти на сторону победившей в России революции и стать, если не «глашатаем», то одним из выдающихся представителей новой, социалистической, литературы. Впрочем, моральный авторитет «бывшего» графа даже среди современников был … не бесспорным. Про таких как он устами одного из героев Достоевского было справедливо замечено, что, мол, «слишком широк русский человек, я бы его сузил». Широта русской натуры во многих своих замечательных проявлениях, огромный оригинальный талант, горячий патриотизм, труженичество и проч. уживались, соседствовали в Алексее Николаевиче с «набором» малопривлекательных черт, среди которых сервильность, политическая беспринципность… Впрочем и у обычных смертных, и у великих, как известно «недостатки – продолжение их достоинств». 

 Автор делает попытку в рамках журнальной статьи рассмотреть вопрос о месте девиантологической, социально-правовой проблематики в жизни и творчестве писателя. Знакомство с библиографией А.Н. Толстого показывает, что до настоящего времени этот аспект его наследия не был предметом специального научного исследования. Центром толстововедения является Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН, на базе которого только в последние годы (2014 и 2017 гг.) прошли две представительные научные конференции, посвященные малоизученным аспектам биографии и творчества писателя. Фонд А.Н. Толстого – один из крупнейших в Отделе рукописей ИМЛИ. Среди заметных работ последнего десятилетия можно назвать биографию писателя, подготовленную А. Варламовым в серии «ЖЗЛ» «Молодая гвардия» [2].

 А. Н. Толстой родился в 1883 году в помещичьей семье. Детство его прошло в степной глуши Самарской губернии, на небольшом хуторе Сосновка, в имении отчима, земского служащего А. А. Бострома (мать писателя, будучи беременной, ушла от своего мужа, графа Н. А. Толстого, к любимому человеку). Счастливое деревенское детство определило жизнелюбие Толстого, всегда остававшееся единственной незыблемой основой его мировоззрения. Только после смерти своего эксцентричного отца не без усилий молодой Толстой смог подтвердить свою принадлежность к графскому титулу. Учился в Петербургском технологическом институте, окончил его без защиты диплома (1907 г.). Мать А.Н. Толстого была писательницей. «В доме матери моей, — вспоминал, Толстой в 1912 году, — были кумиры: Щедрин, Тургенев, Некрасов и Надсон. Они были совестью нашего дома и главный из них — Некрасов». Мальчик много читал. В крови его матери, Александры Леонтьевны (в девичестве — Тургеневой), как и по линии отчима, текла и шведская кровь. Этим обстоятельством объясняются, возможно, тщательность и уважение, с которыми выписаны «исторические» шведы – герои романа «Петр I».

 В начале 900-х годов в стране бурно развертывалось революционное движение. «Как все, — писал Толстой в автобиографии в 1944 году, — я участвовал в студенческих волнениях и забастовках, состоял в социал-демократической фракции и в столовой комиссии Технологического института. В 1903 году у Казанского собора во время демонстрации едва не был убит брошенным булыжником, — меня спасла книга, засунутая на груди за шинель». На короткое время Толстой попал под влияние декадентов. Он посещает собрания Вяч. Иванова, где декаденты читали свои стихи и доклады. В 1907 году Толстой выпускает книгу стихов «Лирика», в 1909 году публикует второй поэтический сборник «За синими реками». Писатель в творческих поисках обращается к народным лирическим песням. В 1908 году в журнале «Нива» печатается первый рассказ молодого писателя «Старая башня». В дальнейшем Толстой свое творческое призвание находит именно в художественной прозе: в 1909 году выходят рассказы «Соревнователь», «Яшмовая тетрадь», «Архип» и др.; в 1911 году — первый вариант романа «Чудаки» («Две жизни»); в 1912 году начинающий прозаик публикует роман «Хромой барин». Русская литература «Серебряного» века пополнилась новым самобытным талантом. 

 А.Н. Толстой был принят в число наиболее обещающих и талантливых отечественных писателей, его сочувственно и безоговорочно поддержал М. Горький: «Обратите… внимание на нового Толстого, Алексея, — писал он слушателям Высшей социал-демократической пропагандистско-агитаторской школы для рабочих в Болонье 20 октября 1911 года, — писателя несомненно крупного, сильного и с жестокой правдивостью изображающего психическое и экономическое разложение современного дворянства».

 Несмотря на то, что Толстому в силу различных причин не удалось получить фундаментального образования, и у него тем более не было солидных познаний в юриспруденции, природная наблюдательность, любовь к чтению, широкий кругозор и пытливый ум позволяли писателю глубоко вникать и в целом очень точно отражать в своих произведениях события социально-правового характера, современником которых ему довелось быть, а также из русской истории далекого прошлого. 

 Все крупнейшие катаклизмы начала века двадцатого века, революции и гражданская война, НЭП и предвоенные годы, людские судьбы и трагедии Первая мировой и Великой Отечественной войны прошли через биографию и творческую лабораторию писателя и нашли свое место в его наследии – прозе и публицистике. Криминальное и политическое насилие, несудебные расправы «белых» и «красных», нищета и девиации в среде русских эмигрантов, призывы к уничтожению и суровому наказанию врага, напавшего на Родину, констатация слабости международного права применительно к сдерживанию государства-агрессора и много другое – очень неполный перечень центральных проблем большинства его произведений. Остановимся на некоторых из них. 

 Молодой Толстой писал преимущественно о помещиках своей родной Самарской губернии, склонных к разным чудачествам, о всевозможных неординарных, иногда анекдотических происшествиях. Яркий образ «жирующего» девианта — Мишук Налымов («Заволжье», 1910-1922 гг.). Налымов — богатый помещик, предводитель местного дворянства, обладатель собственного гарема, развратник, инициатор страшных попоек и дебошей. Современники находили в Налымове характеристики «черносотенного» дворянства, которое после подавления революции 1905-1907 гг. пыталось «задавать тон» в политической жизни России, прежде всего усилиями думских деятелей типа Пуришкевича и Маркова 2-го.

Героями первого романа Толстого «Две жизни» («Чудаки») выступают помещики, провинциальные и столичные дворяне, в их повседневном быту. Жена генерала Брагина, старуха Степанида Ивановна, ревнует мужа к его первой, умершей жене, к его племяннице Сонечке, она вся захвачена нелепым замыслом — найти клад и возвести своего супруга на шведский престол. После смерти мужа, когда рухнули все ее надежды, Брагина окончательно сходит с ума. Другой герой этого романа — Николай Николаевич Смольков — светский человек, молодой дипломат, с жизненным кредо — «Денег, денег, денег, все равно сколько, все равно откуда, — только бы жить беспечно, а то хоть пулю в висок!». К заволжскому циклу и первому роману А. Толстого примыкает по своей теме одна из первых его пьес — «Насильники» (1912 г.). Таракановы, отец и сын, Квашнева и другие герои пьесы дополняют собой галерею типов Заволжья. О жизненной правде пьесы А. Толстого, в которой он следовал традиции реалистической драмы А.Н. Островского и А.Ф. Писемского, свидетельствовал такой факт. На представлении пьесы произошел «большой общественный скандал» — сидевшие в ложах симбирские помещики свистели, шумели, всячески старались сорвать спектакль; в героях пьесы они увидели самих себя. Вскоре пьеса была запрещена.

 В «Хромом барине» (второй вариант романа вышел в 1919 году) выведен образ князя Краснопольского, человека не только с хромой ногой, но и с хромой душой. Краснопольский, выродившийся потомок «лишних людей», не чужд тех проблем, которые в свое время поднимал Достоевский, рассуждая о проблемах добра и зла: «Я знаю, что благородно и что честно, — говорит он, — а поступаю неблагородно и нечестно, и чем сквернее, тем слаще мне… Так можно с ума сойти. А что может быть слаще, как смотреть на себя сбоку: сидит в коляске негодяй, в серой шляпе, в перчатках, и никто его не бьет по глазам, и все уважают, и сам он себе нравится. Дух захватит, когда это до глубины поймешь». Летом 1913 г. А.Н. Толстой, как известно из его дневниковых записей, совершил поездку в Среднее Поволжье, встречался с родственниками и знакомыми в Симбирской губернии и Ставропольском уезде Самарской губернии, слушал и записывал их рассказы о быте и нравах местных помещиков. Итогом поездки стала повесть «Приключения Растегина», опубликованная осенью того же года в газете «Русские ведомости».

 Во время Первой мировой войны писатель (ранее комиссованный по состоянию здоровья) был военным корреспондентом, в 1914-1915 гг. выезжал в действующую армию (Киев, Ровно, Новгород-Волынский и др.), его военная публицистика с успехом публиковалась в центральной периодике. В начале 1916 года в составе делегации российских политиков и литераторов (среди них были В.Д. Набоков и К.И. Чуковский) Толстой посетил союзническую Великобританию. В Лондоне Чуковский и Толстой лично познакомились с автором знаменитых рассказов о Шерлоке Холмсе писателе Артуре Конан-Дойле. Толстой участвует в издании альманахов и журналов на военно-патриотическую тематику, доходы от продажи идут на благотворительные цели. Среди участников этих проектов много известных юристов, достаточно назвать А.Ф. Кони, В.Е. Гессена, В.Д. Набокова. Толстой в очерках военного цикла ставит вопрос о генетической готовности к защите родной земли. И в своей публицистике и чуть позже — в романе «Сестры» — он пишет о новой сущности мировой войны и роли в ней ее главных участников – солдат и офицеров — в условиях применения новых видов вооружений, невиданной ранее по мощи артиллерии, химического оружия, танков — цена человеческой жизни становится ничтожно малой, при этом особенно нужен армии эффективный военнослужащий. 

 Начало первой мировой войны породило в российском обществе всплеск патриотизма и шпиономании. Всюду «мерещились» происки кайзеровской Германии. Была срочно переименована столица империи. Писатели в разных странах (тот же Конан-Дойль) обратились к «бродячему» сюжету – обезвреживанию коварных немецких шпионов. В центреповествования толстовского рассказа «Прекрасная дама» — шпионская интрига. Офицер, везущий ценные бумаги, знакомится в купе с дамой, которая пытается его соблазнить, чтобы выкрасть документы. Если смотреть на этот рассказ в контексте других текстов эпохи Первой мировой войны, сюжет оказывается не уникальным, а типичным и, очевидно, весьма популярным. Возможно, источником указанного сюжета были бытовавшие на фронте устные эротические рассказы. Образ женщины-шпионки (либо сотрудничающей с немцами, либо немки), возможно, восходит к популярным в то время в обществе слухам об императрице, немке по происхождению, Александре Федоровне и ее окружении, якобы передававшей секретные сведения кайзеровской Германии. В этой связи большую популярность снискала вышедшая в 1915 г. книга помощника военного прокурора А.С. Резанова «Немецкое шпионство. Книга составлена по материалам судебной практики и другим источникам» и его же, «Немецкие зверства» (1915 г.). По-видимому, они были знакомы Толстому. 

 Революции 1917 года Толстой встретил в Москве, пытался сотрудничать с новой властью, не получилось. В 1918 году он выехал на гастроли на Украину, а оттуда – за границу. Два эмигрантских года прошли в Париже. В 1921 Толстой переехал в Берлин, где были налажены более интенсивные связи с писателями, оставшимися на родине. Но писатель не смог прижиться за границей и сойтись с эмигрантами. При этом годы жизни за рубежом оказались весьма плодотворными, в отличие от временно «замолчавших» многих видных литераторов, оказавшихся в эмиграции, тех же И.А. Бунина и А.И. Куприна. Тогда появилась первая редакция романа «Хождение по мукам» (1921 г.). Сюжет, охватывая время с предвоенных месяцев 1914 по ноябрь 1917 года, включал события двух революций, но был посвящен судьбам отдельных хороших, хотя ничем не выдающихся людей в катастрофическую эпоху. Яркие характеры, увлекательный сюжет, мастерский язык Толстого надолго сделали трилогию одним из самых популярных произведений. 

 Участие и роль А.Н. Толстого в общественно-политическом и литературном движении русской эмиграции начала 1920-х гг., которое получило название «сменовеховство» от изданного в 1921 г. в Праге сборника статей «Смена вех», ставившее своей задачей примирение эмиграции с советской властью и возвращение на родину, носило откровенно скандальный характер, в результате отвернувшее от него многих товарищей по эмиграции. Писатель входил в редколлегию берлинской сменовеховской газеты «Накануне» и до отъезда в августе 1923 г. в Россию редактировал воскресное литературное приложение к этому изданию, которое финансировалось, как видно из архивных источников, ставших известными в последние годы, советским правительством, ставившим целью «расколоть» и «рассорить» русскую эмиграцию. Яркий и лучший рассказ этого периода жизни писателя «Рукопись, найденная под кроватью» — сюрреалистическое повествование о злоключениях озлобленного дворянина-эмигранта Епан-чина, теряющего свой человеческий облик с товарищем-двойником в парижских борделях и кабаках. Толстой обобщил тренд на моральную деградацию и нравственное падание некоторой части русской эмиграции, разумеется, далеко не всей. Минорными тонами и чувством безысходности пронизан роман «Эмигранты» — знаковое произведение писателя на эту же тему.

 В берлинский период жизни Толстой общается с видным кадетом и выдающимся русским юристом-либералом В.Д. Набоковым, его сыном – В. Набоковым-Сириным, сочувственно откликается на трагическую гибель Набокова-старшего от рук монархистов-террористов (и будущих фашистских «прихвостней»). 

 Посетившая Толстых в январе 1923 года писательница Н.А. Тэффи написала И.А. Бунину, что Толстому живется морально тяжело при материальных удачах. Он стал для многих коллег по «цеху», как один из лидеров «Накануне», «не рукопожатным». И якобы в Советскую Россию его вытолкнула сама эмиграция, не оставив иного выбора.

 Так или иначе, но в «разгар» НЭПа Толстой вместе со своей третьей супругой и Музой, Натальей Васильевной Крандиевской, вернулся в Россию. Н. Крандиевская была яркой личностью, что отмечено многими ее знаменитыми современниками, в том числе А.А. Блоком, М. Горьким и И.А. Буниным. Ее первым супругом был известный петербургский адвокат Ф. Волькенштейн — племянник адвоката А. Волькенштейна, таганрогского товарища А.П. Чехова и наставника помощника присяжного поверенного В.И. Ульянова-Ленина.

 Толстой очень быстро громко заявил о себе, с одной стороны, как сторонник победившей на его родине Советской власти, и при этом, как художник слова, остро подмечающий болевые точки современной постреволюционной эпохи. Так, реализацию НЭПа в 1921-1922 гг. многие коммунисты и их сторонники расценивали как преда­тельство революционных идеалов, ставящее под сомнение те жертвы, которые они понесли в борьбе с классовым врагом: на этой волне распространялись случаи самоубийств и даже преступлений как средства выражения непринятия этой политики. Так, в юридическом литературоведении (проф. А.В. Наумов) ранее были подвергнуты тщательному «уголовно-правовому» анализу рассказы Толстого «Голубые города» и «Гадюка». В первом рассказе некто Василий Буженинов, бывший красноармеец, убивает соперника в любви «мещанина» Утевкина и совершает поджег, о чем без утайки сообщает следствию. Рассказ А. Н. Толстого «Гадюка» начинается с описания явки с повинной купеческой дочери Ольги Вячеславовны Зуевой, совершившей убийство «типичной мещанки» Сонечки Варенцовой в состоянии «исступления», также на фоне несчастной любви. Рассказ впервые был напечатан в журнале «Красная новь» (1928 г.). В текст «Гадюки», изданной в 1934 г., автор добавил такую кон­цовку: «Через две недели в народном суде слушалось дело Ольги Вячес­лавовны Зуевой. Суд… Нет, пусть лучше каждый читатель судит и выне­сет приговор». В 30-е гг. проходили читательские конференции по этому произведению Толстого, устраивались своеобразные суды над Ольгой Зуевой… [3].

 В 1922-1923 в Москве был опубликован первый советский научно-фантастический роман — «Аэлита», в 1925-1926 гг. — «Гиперболоид инженера Гарина» (позже не раз переделывался); в последнем, написанном в жанре шпионского романа, маниакальный властолюбец пытается с помощью небывалых технических новшеств завоевать мировое господство, но неудачно. Толстой предсказал космические полеты, улавливание голосов из космоса, «парашютный тормоз», лазер, деление атомного ядра, предвидел появление оружия массового уничтожения и поставил перед обществом пророческий вопрос о защите от его неправомерного использования. 

 Пьесами «Заговор императрицы» и «Азеф» (1925,1926 гг., совместно с историком и пушкинистом П. Щеголевым) Толстой продолжил популярный в СССР тренд неприкрытого окарикатуривания последних предреволюционных лет и семьи императора Николая II.

 В 1930 г. по прямому заказу властей Толстой написал произведение о Сталине — повесть «Хлеб (Оборона Царицына, 1937 г.)», целиком подчиненную сталинским мифам о Гражданской войне. После Октябрьской революции Толстой заинтересовался исторической тематикой. На материале семнадцатого и восемнадцатого веков написаны рассказы и повести «Наваждение» (1918 г.), «День Петра» (1918 г.), «Граф Калиостро» (1921 г.), «Повесть смутного времени» (1922 г.) и др. 

 В 1930 и 1934 гг. выходят первые две книги нового романа (оставшегося неоконченным) о Петре Первом и его эпохе. Как комментируют современные литературоведы, в целях противопоставления старого и нового миров Толстой преувеличил отсталость, бедность и бескультурье допетровской Руси, отдал дань вульгарно-социологической концепции петровских реформ как «буржуазных» (отсюда преувеличение роли торговых людей, предпринимателей), не вполне пропорционально представил разные социальные круги (например, деятелям православной церкви почти не уделено внимания), но объективно-историческую необходимость преобразований и средства их осуществления представил исторически достоверно и убедительно. Архивные материалы свидетельствуют о серьезной подготовительной работе писателя, штудировании многих исторических источников, работ историко-правового характера, относящихся к петровским преобразованиям. Главное отличие в образе молодых шведского и русского монархов (во многом схожих) Толстой видит в мотивации и «благородстве» их помыслов; для Карла это – удовлетворение личных амбиций, стать в один ряд с великими полководцами Цезарем и Александром Македонским; для Петра – «прорубить для России окно в Европу».

 Алексей Николаевич Толстой – личность противоречивых поступков. Современные исследователи его наследия обратили внимание на то, что писатель и депутат часто (вопреки расхожему суждению о «барстве» и безразличии к судьбам других) в самые жестокие годы сталинских репрессий обращался в Прокуратуру и НКВД с ходатайствами помочь разобраться в судьбах знакомых ему литераторов, откликаясь на обращения их родных в свой адрес. 

 Как свидетельствуют архивы, Толстой неоднократно переделывал свои произведения, меняя названия, имена героев, добавляя или убирая целые сюжетные линии, колеблясь в авторских оценках подчас между разными «полюсами». Его оценки исторических образов Ивана Грозного и Петра Великого прежде всего зависели … от мнения Вождя. По-видимому, писатель всегда помнил о своем графском происхождении и эмиграции как «несмываемом» событии в биографии, оправдание себе искал в том, что как и его семья, остался жив и цел, «обласкан» властями и востребован читателем. Можно предположить, что Толстым во многих ключевых ситуациях его биографии двигали реализм и прагматизм.

 В годы Великой Отечественной войны давно ставший «классиком» рус-ской литературы А.Н. Толстой, уже далеко не молодой и не очень здоровый человек – вновь военный корреспондент, многократно выезжает на передовую, пишет блестящие публицистические очерки, жертвует в пользу фронта немалые средства из своих премии и гонораров. Его включают в состав Государственной комиссии по расследовании злодеяний немецко-фашист-ских захватчиков, образованную под руководством акад. Н.Н. Бурденко. Думаю, что вряд ли можно поставить в вину пожилому писателю (не юристу и не военному медику), что он и его коллеги не распознали «катынской инсценировки» – массового расстрела (казни) палачами из НКВД (В. Блохиным и его подручными) интернированных офицеров и иных граждан Польского государства, находившихся на территории Советского Союза, под видом злодеяний фашистских карателей. 

 В «Хождении по мукам» мы читаем у Толстого следующие пророческие строки, направленные против «поджигателей» войны из разных стран и звучащие очень современно: «Сентиментальные постановления Гаагской конференции, — как нравственно и как безнравственно убивать, — были просто разорваны. И вместе с этим клочком бумаги разлетелись последние пережитки уже более ненужных моральных законов… казалось, что человеческая жизнь руководится высшими законами добра… теперь стало ясно, что добро и зло суть понятия чисто философские и человеческий гений – на службе у дурного хозяина…».

 Важными и близкими современному читателю гранями толстовского миросозерцания являются его неподдельный патриотизм, ярко выраженная «русскость» и связанное с этим понятие «возвращения» — от истоков (малой родины) можно удалиться добровольно или по иной причине, но к ней всегда нужно возвратиться. 

Литература

  1. Толстой А.Н. Собрание сочинений в 10 т. / Сост. Б.Аимов, А.Храмов. – М.: ТЕРРА, 2001-2002.
  2. См. подробнее: Алексей Толстой: диалоги со временем. – М.: Издательство «Литературный музей», 2017. – Вып 2. — 416 с.; Варламов А.Н. Красный шут. Биографическое повествование об Алексее Толстом. – М.: Молодая гвардия, 2006 г.
  3. См. подробнее: Наумов А.В. Преступление и наказание в истории России. В 2-х ч. – М.: Юрлитинформ, 2014.

Харабет К.В., председатель Фонда содействия научным исследованиям в области правового обеспечения безопасности человека имени проф. А.А. Тер-Акопова (г. Москва)