Фонд содействия научным исследованиям в области правового обеспечения безопасности человека

Cоциально-правовая и девиантологическая тематика произведений Максима Горького (окончание)

(к 150-летию со дня рождения великого русского писателя)

(окончание; начало в № 11 журнала «Российская Юстиция» и ссылке)

4. Максим Горький – активнейший участник многих важнейших событий России (царской и Советской) на рубеже веков и XX века. Вот лишь некоторые даты и события из «социально-политической и правовой» биографии писателя. 9 января 1905 г. — вместе с группой большевиков участвует в шествии рабочих, является свидетелем расстрела мирной демонстрации, пишет воззвание «Ко всем русским гражданам и общественному мнению европейских государств», призывающее к борьбе с самодержавием; в итоге — арестован по обвинению в государственном преступлении. В Петропавловской крепости пишет пьесу «Дети Солнца». Во время декабрьского вооруженного восстания в Москве квартира Горького становится центром сбора информации о восстании, складом оружия для восставших. Апрель 1907 г. — участвует в 5-м (Лондонском) съезде РСДРП.1917-1919 гг. — инициирует создание «Свободной ассоциации для развития и распро­странения положительных наук», участвует в создании Лиги социального воспитания; становится председателем президиума оргкомитета общества «Культура и Свобода», председателем президиума Исполкома Союза деятелей искусства. По инициативе Горького основано издательство «Всемирная литература». Активно берется за работу в издательстве, разрабатывая программу деятельности, организуя литературную студию для подготовки переводчиков. Инициирует создание 1-го рабочегокрестьянского университета и др. 1921 г. — вместе с членами Академии наук С.Ф. Ольдебургом, В.АСтекловым и др. встречается с В.И. Лениным, обсуждается вопрос о создании условий научной работы в стране, принимает активное участие в создании Всероссийского комитета помощи голодающим, обращается с воззваниями к гражданам европейских стран и США с призывом о присылке хлеба и медикаментов. 1922 г. – выступает с открытыми письмами к А.И. Рыкову и А. Франсу, протестуя против процесса над эсерами и большевистского террора.

Особенно много впечатлений дал писателю «дореволюционный» 1896 год, ког­да он в качестве корреспондента газет «Нижегородский листок» и «Одесские новости» приехал в Нижний на Всероссийскую торгово-промышленную выставку и наблюдал за работой Торгово-промышленного съезда. Там обсуждались важнейшие вопросы внешней торговли и финансовой политики страны. Горький писал: «Я ви­дел там представителей крупной промышленности всей России, слышал их жестокие споры с «аграриями». Не все в этих речах было понятно мне, но я чувствовал главное: это женихи, они влюбились в богатую Россию, сватаются к ней и знают, что ее необходимо раз­вести с Николаем Романовым». В очерках «С Всерос­сийской выставки» Горький колоритно описывает набирающее силы купечество, стремящееся утвердить себя в новых социальных условиях. Оно «грядет. И, все сокрушая на пути своем, разухабисто орет: “Гряду! Держи в сторону — раздавлю!”». Говоря о капитализ­ме, писатель комментирует: «В самом деле — он грядет… У него есть все, что нужно для победы деньги, пробуждающаяся сила самосо­знания, животная энергия… У него нет пока еще ума — но он купит себе ум».

Познакомившись с Саввой Морозовым, Саввой Мамонтовым, нижегородскими «олигархами» Гордеем Черновым и Николаем Бугровым, заводчиком А.А. Зарубиным, хлебопромышленником М. Рукавишниковым, пароходчиками Н.В. Мешковым и Вас. Ка­менским, Горький всерьез заинтересовался процессом становления русской буржуазии, ее быстрым ростом и еще более быстрым раз­ложением. Его внимание особенно привлекали люди, «выламыва­ющиеся» из своего класса, осознающие его внутреннюю несостоя­тельность и моральную ущербность. Таков Фома Гордеев — герой первого крупного произведения Горького. Среди них, чуждый всем, мечется Фома Гордеев, ощущая острую неудовлетворенность жизнью, раздавленный ее ложью. Он прекрасно знает цену окружающим его людям. Этот разбога­тел, будучи содержателем публичного дома, тот занимался скуп­кой, обманывая крестьян, а этот судился за поджог. Теперь все они претендуют на роль столпов общества. «Что вы сделали? — бросает им в лицо Фома Гордеев. — Не жизнь вы сделали — тюрьму… Не порядок вы устроили — цепи на человека выковали… Душно, тес­но, повернуться негде живой душе… Погибает человек! Душегубы вы… Понимаете ли, что только терпением человеческим вы живы?».

Романтизм и реализм тесно со­существуют в раннем творчестве писателя. Почти одновременно он печатает в «Самарской газете» романтическую сказку «О малень­кой фее и молодом чабане», знаменитую «Старуху Изергиль» и ре­алистический рассказ «На соли», посвященный описанию тяжкого труда на соляных промыслах близ Очакова. Текст рассказа «На соли» изобилует грубыми, жестокими образами, простонародной речью, бранными словами, передающи­ми чувства боли и обиды, «бессмысленного бешенства», кипящего в душах людей, доведенных до полного отупения и потери челове­ческих чувств на соляной каторге.

Беспощадно правдивое изображение российской жизни, разо­блачение социального зла всегда соседствовало в творчестве Горь­кого с восторженным гимном свободе и героической личности, будь то Данко, Сокол и Буревест­ник. Во всех его произведениях звучит мотив неприятия действительности, раздумья о смысле жизни, мечта о преображении мира и человека. 

Горький вошел в литературу как творец мифов о новом Челове­ке и коммунистическом обществе. Именно поэтому, возможно, его не призна­вали и продолжают не признавать великим художником слова. Однако еще в 1924 г. М. Слоним писал: «Горький-художник принадлежит не коммунистической партии, а всей мыслящей и культурной Рос­сии. И эта Россия от Горького не отказывается и безразличным для себя его считать не может». 

Писатель создал незабываемую художественную галерею женских об­разов, начиная от старухи Изергиль и Мальвы в одноименных рас­сказах, Нунчи в «Сказках об Италии» до Алины Телепневой и Ма­рины Зотовой в «Жизни Клима Самгина». Его героини — далеко не праведницы, а порой и блудницы, но в них живет неистребимая материнская любовь к людям. Прости­тутка Наташа из рассказа «Однажды осенью», стащив из ларя кара­вай, делится хлебом с героем, согревает его своим телом и утешает, даже не интересуясь, какая беда на него обрушилась. И он, озабо­ченный судьбами человечества, мечтающий о реорганизации со­циального строя и политических переворотах, вдруг понимает, что она мудрее всех «дьявольски мудрых» книг, которых он начитался. Горький восклицает: «И меня-то согревала своим телом продажная женщина, несчастное, избитое, загнанное существо, которому нет места в жизни и нет цены, и которому я не догадался помочь рань­ше, чем она мне помогла…».

В литературных портретах, вылепленных писате­лем («В.И. Ленин», «Лев Толстой», «Леонид Красин», «Михаил Вилонов»), в «Заметках из дневника» и «Воспоминаниях» можно заметить развитие образа вождя, восходящего к библейским категориям «пастырь» и «стадо». Осмысляя эту тему, М. Горький обращается к историческим образам Степана Разина и Емельяна Пугачева, в центре внимания писателя тема соотношения вождя и бунтующего народа. В рассказе «Городок», открывающем кни­гу «Заметки из дневника. Воспоминания», звучит тема народного возмездия. В глухом провинциальном городке, где нет событий, кроме драк и краж, распутства и пьянства, где даже солнце стоит в небе недвижно, жива только память о народных восстаниях про­шлого. История как бы спрессована в плотный фундамент, на кото­ром стоит городок: вокруг него «на лысых холмах, едва прикрытых дерном», заметны могилы повстанцев, а в домах «хранятся цепи, плети, кнуты и еще какие-то орудия пыток — ими терзали людей, зарытых здесь, на холмах». Нерасторжимая связь времен соединяет разинских и пугачев­ских повстанцев с загадочной мужицкой Русью советских лет. Крестьянские войны прошлого проецируются в сознании писа­теля на современность, а их предводители — на вождей крестьян­ских бунтов в годы гражданской войны. «Перу» писателя принадлежит сценарий «Степан Разин: Народный бунт в Московском государстве 1666-1668 годов» (1923). В центре его – изображение восставшего народа, объединенного не­осознанной и неопределенной враждой ко всему, что мешает им жить вольно («Стонет земля наша от неправды»). Народное недо­вольство проявляется в форме жестокой расправы с бурлаками, мо­нахами, немцами, персиянами; разинцы грабят и разоряют Астрахань, насилуют женщин, убивают детей. Разин оправдывает жестокость своего «войска», говоря: «…пра­ведное дело без греха не сделать!», ему противостоит певец Борис, художественный конфликт, по-видимому, скрыто про­ецируется на споры самого Горького с большевиками в революци­онные годы.

В другом очерке — «Михаил Вилонов» — Горький продолжает полемику с большевиками о насилии и жестокости, их истори­ческой оправданности. В центре этого произведения — рядовой профессиональный революционер, один из армии новых людей, к которым пристально при­сматривался писатель (Н.Е. Вилонов (Миха­ил Заводской) приехал на Капри в 1909 г. и вместе с Горьким был организатором партийной школы для рабочих-пропагандистов). Человек партии, Вилонов обладает обостренным чувством классовой ненависти. Он убежден, что «классовая ненависть — самая могучая творческая сила», отрицает все, что может помешать рабочим победить в ожесточенной борьбе с на­силием. Он убеждает: «Командующие классы властвуют посредством насилия, — на кой черт нужны им добрые чувства?». Писатель фактически не спорит, а солидаризуется со своим героем: к середине 1920-х гг. он все более утверждается на позициях историче­ского материализма и приходит к признанию только одной прав­ды — правды русской революции ибо, в его понимании, она спасла разоренную войной страну от анархии, кото­рая, грозя уничтожить Россию, развивалась по ней бежавшими с фронта вооруженными-солдатами крестьянами, а также изголодавшимся недисциплинированным городским населением. Вернувшись на родину и осознав те перемены, которые произошли в народе, Горький, по-видимому, пересмотрел свое мнение о жестокости рабоче-крестьянской власти. В 1927 г. он писал: «…есть жесто­кость, возникающая в народе из чувства мести за те бесчисленные и цинические мучения, которые он пережил, и есть жестокость са­мозащиты народа, окруженного тайными и явными предателями, непримиримыми его врагами». Этими словами, к сожалению, в дальнейшем «сталинисты» будут объяснять, оправдывать массовые репрессии против явных и тайных врагов политической системы, проявлений любого инакомыслия и проч.

Одновременно, с этого периода в творчестве Горького возобладала идея социального прогресса, со­единявшая воедино прошлое, настоящее и будущее, где люди из капиталистического прошлого – уходящие, умирающие натуры.

В этой связи наиболее показательной является замечательная пьеса «Васса Железнова» (1910) (имеющая счастливую сценическую судьбу, одно из ярких современных воплощений – на сцене МХТ в постановке народной артистки СССР Т.В. Дорониной). В пьесе Горьким были собраны под «одной обложкой», пожалуй, все социальные девиации современного ему общества: коррупция, пьянство, сексуальная распущенность, убийство и прочие. Коротко ее содержание состоит в следующем. Васса Борисовна Железнова, владелица пароходной компании, очень богатый и влиятельный человек, проживает в собственном доме со спившимся мужем и братом, беспечным, пьющим человеком. В доме также живут Наталья и Людмила — дочери Вассы и Сергея Петровича; Анна Оношенкова — молодая секретарша и наперсница Вассы и одновременно домашний шпион. В доме постоянно бывают матрос Пятеркин, исполняющий роль шута и втайне приударяющий за Аизой в надежде жениться на ней и разбогатеть; Гурий Кротких — управляющий пароходством; Мельников — член окружного суда и его сын Евгений (квартиранты). Из-за границы приезжает Рашель — жена умирающего вдали от родины сына Вассы Федора, социалистка-революционерка, разыскиваемая полицией. Она хочет забрать своего малолетнего сына Колю, которого Васса прячет в деревне и не хочет отдавать снохе, так как рассчитывает сделать его наследником состояния и продолжателем своего дела. Васса грозит выдать Рашель жандармам, если она будет настаивать на возвращении сына. Шаткое благополучие дома Вассы держится на преступлении. Она отравляет своего мужа Сергея Петровича, когда тот оказывается замешанным в совращении малолетней и ему грозит каторга. Но сначала она предлагает ему покончить с собой, и, лишь когда он отказывается, Васса, спасая честь незамужних дочерей, подсыпает мужу ядовитый порошок. Тем самым семья избегает позора суда. На этом череда преступлений не закончилась. Горничная Лиза забеременела от брата Вассы и, в конце концов, повесилась в бане (людям сообщили, что она угорела). Васса готова пойти на все, лишь бы сохранить дом и свое дело Она безумно любит своих неудавшихся детей, которые оказались жертвой прежней разнузданной жизни их отца и его жестокого об ращения с их матерью. Федор — не жилец на этом свете. Людмила в детстве насмотревшись на забавы отца с распутными девками, выросла слабоумной. Наталья постепенно спивается вместе с дядей и не любит мать, на которую тем не менее очень похожа крутостью нрава. Тем не менее Васса приказывает секретарше донести на Рашель жандармам, но делает это исключительно ради внука. Васса скоропостижно умирает. В этом чувствуется наказание свыше за нелепую, скоропостижную смерть мужа и насмешка судьбы: часть денег Вассы крадет Оношенкова, а остальным богатством по закону будет распоряжаться беспутный брат, который несомненно все промотает. Только слабоумная Людмила оплакивает мать. Остальных ее смерть ничуть не трогает. Концовка произведения о «закономерности» вырождения клана (семьи) алчных собственников перекликается с «Господами Головлевыми» М.Е. Салтыкова (Щедрина).

В романе «Дело Артамоновых» «дело» губит не только рабочих, но и хозяев жизни. Дети основате­ля рода Ильи Артамонова не обладают энергией и смелостью отца. Капитал, не заработанный своим трудом, а полученный по наследству, выхолащивает души детей и внуков Артамонова-старшего, делает их эгоистичными, жадными, безвольными, тупыми. Таков Яков, кругленький человечек, способный только потреблять и наслаждаться жизнью, смысл которой для него в приятном ощу­щении «насыщенности, исключающей все желания». 

«Жизнь Клима Самгина» — итоговое произведение Горько­го, его художественное завещание. В центре романа — фигура Клима Ивановича Самгина — «революционера поневоле», ощущающего себя «жертвой истории». Страницы жизни Клима Самгина помогают понять трагедию русской интеллигенции, поставленной волей истории в промежуточное положение между угнетателями и угнетенными, пытающуюся быть надклассовой и беспартийной. «Временно обязанный революционер», Самгин помогает де­лать революцию только до конституции, а потом принимает «более, или менее активное участие в спасении России от революции». Горький неоднократно писал, что хотел изобразить в Самгине тип индивидуалиста, человека средних интеллектуальных спо­собностей, лишенного каких-либо ярких качеств и убеждений, но претендующего на значительную роль в общественной жизни. Со­циально-психологические черты явления, которое впоследствии получило название «самгинщины», писатель находил не только в русской жизни, но именно среди российской интеллигенции он видел особенно много людей, «выдумывающих себя» и становя­щихся впоследствии жертвами собственной выдумки. 

Побывав в Европе и Америке, прожив семь лет в Италии, Горь­кий стал более внимательно приглядываться к «окуровской» Руси, все еще коснеющей в болоте невежества и отсталости. Замечая в ней слабые стороны (пассивность, невежество, анархизм, смире­ние и непротивление), писатель продолжал верить в созидатель­ные силы русского народа. В своем творчестве Горький показал как бы две разные ипостаси русского национального характера: бунтарь и странник. Эти «крайности» Горький довольно долго объяснял наличием двух душ у русского народа: ак­тивной западнической и пассивной азиатской. 

Послеоктябрьские события побудили Горького задуматься, является ли русская революция явлением национальным. Гражданская война поразила его жестокостью, проявляемой с обеих сторон. Свои раз­ногласия с правящей советской верхушкой писатель сформулиро­вал так: «… помню, что не человек для революции, а революция для человека. И, разумеется, мне страшна и противна бессмысленность стихийных и раздраженных сил». Горький мог сказать о себе то, что написал в 1923 г. о Н.С. Лескове: «Он любил Русь, всю, какова она есть, со всеми нелепостями ее древнего быта, любил затрепан­ный чиновниками, полуголодный, полупьяный народ и вполне ис­кренно считал его «способным ко всем добродетелям». Эти строки написаны вскоре после выхода цикла статей «О рус­ском крестьянстве», когда русские эмигранты ожесточенно начали травить Горького, обвиняя его в «народозлобии» и клевете на рус­ский народ. «Неласковые мысли» о мужике в цикле «О русском крестьянстве» и других статьях начала 1920-х гг. стали итогом раз­мышлений писателя о национальных особенностях русской револю­ции. 

Горький был последовательным критиком христианской пассивности и «терпение» христианской добродетелью не считал. Резко дистанцируясь от «вымороченного» богоискательства интеллигенции, он ценил богоискательство, которое шло из народной среды, истекало из вековечной мечты о правде, о праведной земле. Здесь рожда­лась та формула всемирного единения, над которой бились многие философы и правоведы: «Жить надо — друг о дружке, а Бог — обо всех!».

Богостроительный период у Горького тесно связан с вниманием к об­разованию, которое писатель не разрывал с воспитанием, считая их двумя сторонами единого процесса развития. Созданная им Каприйская школа мыслилась как alma mater нового челове­чества. Размышления о путях России и мира определили подчеркнутое уважительное внимание Горького к европейскому духовному и культурному опыту. Европа — колыбель мировоззрения, в котором центральное место принадлежит человеку «творящему», избравшему своей целью «активное сопротивление страданиям», постепенное уничтожение «зла жизни»Ее Горький противопоставлял картине мира Востока, которая ставит условный знак равенства между «существованием» и «страданием», объявляет материю злом и отрекается от желания. Последнее, по Горькому, равносильно отказу от преобразовательной активности в миреПри этом Горький не мог принять Запад в обли­чье капитализма и милитаризма. Ценя научные и технические достижении европейского континента, он был против того, чтобы ставить их на службу социальному строю, который основывается на принципиальном неравен­стве. Писателю ближе Европа, которым обернулась она ему в свободолюбивой Италии, и его «Сказки об Италии» (1906-1913) — своего рода символ европейского мира (радостный труд, уважение к личности, свобода, любовь к человеку, умение защищать свои права и др.).

Горький-человек, «писатель № 1 Советского Союза» и правдолюбец, как и в первые революционные годы, ходатайствовал перед властью за тех, кого коснулся или кому угрожал маховик репрессивной машины. «Широко известно, что именно Горький спас не только третий том романа “Тихий Дон”, но и самого автора; он защитил К. Чуковскогопротестовал против травли Д. Шостаковича, Е. Замятина, М. Булгакова и многих других.

Смерть писателя в июне 1936 г. породила множество теорий, в том числе конспирологического характера о причине его смерти; этому вопросу посвящено множество научной и околонаучной литературы. В последние десятилетия наиболее популярной и «правдоподобной» предлагалась версия об убийстве Горького (с помощью отравленных конфет) агентами НКВД по указанию Иосифа Сталина. В свою очередь ряд известных врачей сталинской эпохи (включая профессора Плетнева) были осуждены в конце 30-х годов за якобы умышленное неправильное лечение писателя. Непредвзятое горькововедение считает, что смерть писателя скорее всего была вызвана естественными причинами, застарелой болезнью. Бесспорно одно – уже через несколько месяцев после его смерти (осенью 1936 г.) начал раскручиваться в стране «моховик» масштабных репрессий.

В художественной картине мира, созданной писателями Сереб­ряного века, А.М. Горький, бесспорно, занимает одно из главенствующих мест. Его связывает с этой эпохой многое: гимн Человеку, проповедь свободы личности, важнейших гражданских прав и свобод, яростное отрицание мещанства и власти капитала, поиск новой веры и путей совершенствования мира. Все обширнейшее творчество писателя — одна большая книга о русской жизни, борьбе в человеке и обществе добра и зла, «закона и беззакония», о трудностях, преодолевая которые растет человек, рождается новое мировоззрение.

ЛИТЕРАТУРА

  1. При написании настоящего очерка автором использованы следующие источники: А.Г. Гачева, С.Г. Семенова «Максим Горький» // Русская литература 1920-1930-х годов. Портреты прозаиков.: В 3 т. Т. 1. Кн. 1. М.: ИМЛИ РАН, 2016 (История русской литературы XX века / Российская акад. наук, Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького), С. 205-301 и Л.А. Спиридонова «Настоящий Горький: мифы и реальность». – 2-е издание, измен. – Нижний Новгород: ООО «БегемотНН», 2016. – с. 258-303. К значимым научным исследованиям о М. Горьком можно отнести: Спиридонова Л.А. Настоящий Горький: мифы и реальность. М., 2013; Труайя А. Максим Горький. М., 2004; Балухатый С.Д. Критика о М. Горьком. Библиография статей и книг. 1893-1932. Л., 1934; Летопись жизни и творчества А.М. Горького. Вып. 1-4. М.: Изд-во АН СССР, 1958-1960; Максим Горький в воспоминаниях современников: В 2 т. / Под. общ. ред. В.Э. Вацуро, примеч. И.С. Эвентова и А.А. Крундышева. М.: Художественная литература, 1981; Спиридонова Л.А. М. Горький: Диалог с историей. М.: Наследие, 1994; Горький и его эпоха: Материалы и исследования. Вып. 4: Новый взгляд на М. Горького / Редколл. В.С. Барахов, С.В. Заика, В.А. Келдыш. М.: Наследие, 1995; Примочкина Н. Писатель и власть: М. Горький в литературном движении 20-х гг. М.: РОССПЭН, 1998; Горький: pro et contra. Личность и творчество Максима Горького в оценке русских мыслителей и исследователей. 1890-1910-е. СПб.: РГХА, 1997; Басинский П.В. Максим Горький // Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х годов). Кн. 1. М.: Наследие, 2000. С. 505-539; Вокруг смерти Горького. Документы, факты, версии / Отв. ред. Л.А. Спиридонова. М.: Наследие, 2001 (М. Горький. Материалы и исследования. Вып. 6); Барахов В.С. Драма Максима Горького. Истоки, коллизии, метаморфозы. М.: ИМЛИ РАН, 2004; Примочкина Н. Горький и писатели русского зарубежья. М.: ИМЛИ РАН, 2003; Спиридонова Л.А Настоящий Горький: мифы и реальность. М.: ИМЛИ РАН, 2013; Горький. Неизвестные страницы истории / Отв. ред. Л.А. Спиридонова. М.: ИМЛИ РАН, 2014 (М. Горький. Материалы и исследования. Вып. 12); Чуковский К.И. Две души М. Горького. – М.: Русский путь, 2010. – 112 с.; Орлов А. Больше чем писатель. Феномен Максима Горького в литературе и общественной жизни XX века // Живая история №2 (12) 2018 и др.
  2. Набоков В.В. Лекции по русской литературе. Пер. с англ. С. Антонова, Е. Голышевой, Г. Дашевского и др. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. – 351-363с.
  3. Произведения писателя опубликованы: Горький А.М. Собр. соч.: В 30 т. М., 1953; Горький А.М. Полн. собр. соч. Художественные произведения: В 25 т. М., 1968-1976.
  4. Смирнова А.Д. «Великий читатель земли русской…» (Последняя библиотека А.М. Горького). – М.: ИМЛИ РАН, 208. – 128 с.

Харабет К.В., председатель Фонда содействия научным исследованиям в области правового обеспечения безопасности человека имени профессора А.А. Тер-Акопова, полковник юстиции запаса (г. Москва)