Духовно-нравственные уроки профессора А.А. Тер-Акопов.
(профессор К.В. Харабет)
Аркадий Авакович Тер-Акопов оставил после себя не только многочисленные и известные широкой общественности научные труды, оригинальные идеи, свою научную школу и многочисленных учеников. Своей подвижнической жизнью и научным творчеством Учитель оставил нам, его коллегам, соратникам и ученикам, ряд жизненно важных уроков, некоторыми из которых хочу поделиться сегодня.
В далеком уже 1993 году полковник юстиции Тер-Акопов А.А. принял решение уволиться с военной службы. К тому времени был создан по его инициативе юридический факультет МНЭПУ, образована кафедра уголовной политики, которой суждено в дальнейшем стать в некотором роде уникальной (прежде всего благодаря личности ее заведующего). В том же году в журнале «Государство и право» выходит программная статья А.А. Тер-Акопова, посвященная проблемам духовной безопасности человека в ее правовом измерении. Этому новому научному направлению Тер-Акопов – ученый посвятил большую часть своих исследований в последнее десятилетие своей жизни.
Прийдя в середине девяностых годов к Богу и Вере, став глубоко верующим человеком, Аркадий Авакович со свойственной ему основательностью и системным подходом подошел с позиции православного ученого-юриста к осмыслению таких не простых для человеческого понимания проблем, как уяснение роли ветхозаветных норм как регулятора человеческого поведения, Ветхого и Нового Завета как метаправа современного уголовного (и не только) законодательства; вопросам совершенствования современного УК с позиции норм христианской морали. Плодом многолетних исследований автора стали такие оригинальные работы как монография «Безопасность человека» (1998 г.) (с которой Учитель «дебютировал» в качестве богослова), «Христианство. Государство. Право» (2000 г.), цикл статей в журнале «Российская юстиция» (2002-2004 г.г.), посвященные анализу «юридических» узаконений Ветхого и Нового Завета и некоторые другие.
Не менее интересными были в последние годы жизни и общечеловеческие, научные контакты Аркадия Аваковича. На девяностые годы приходится знакомство и научное общение профессора Тер-Акопова с крупнейшим ученым современности академиком РАН Никитой Николаевичем Моисеевым, математиком, первым президентом МНЭПУ. Обоих ученых-мыслителей сближало многое и прежде всего – не безучастность к глобальным проблемам современности и основательность в проводимых исследованиях. Моисеев, в прошлом руководителя группы советских ученых, смоделировавших сценарий «ядерной зимы», пригласил правоведа Тер-Акопова к участию в своем знаменитом теоретическом семинаре, «гремевшем» среди экологов, политологов, глобалистов, математиков, экономистов в девяностые. Москва, знаменитый Большой зал «Политеха» – в сентябре 1999 г. А.А. Тер-Акопов выступает с удивительной по глубине и эмоциональному накалу речью «Мораль и право: проблемы коэволюции», в которой во многом по-новому заставляет взглянуть на перспективы дальнейшего развития Права вообще и уголовно-правовых дисциплин в частности в эпоху либерального постмодернизма и глобализации.
С научным наследием Н.Н. Моисеева связанно и одно из самых оригинальных исследований А.А. Тер-Акопова последних лет – статья «Нравственно-правовой императив развития цивилизации», приуроченная к годовщине памяти основателя МНЭПУ.
В ней поднят (и как всегда с кажущейся для Аркадия Аваковича простотой) ряд сложнейших мировоззренческих и методологических проблем, стоящих перед наукой: о роли веры в научном процессе и мировосприятии ученого, о роли экологического императива в общественной жизни, о нравственном императиве как основе совершенствования системы правового регулирования общественных отношений. А.А. Тер-Акопов, соратник Никиты Николаевича Моисеева, небезосновательно обратил внимание представителей юридической науки на необходимость глубокого изучения «иррациональных начал цивилизации» (по Н. Моисееву).
Небезынтересно проникновение в «творческую лабораторию» Ученого этих лет. На полках его библиотеки появились многочисленные труды по духовной, религиозной, в т.ч. православной тематике. Очень показательно, к кому из ученых-богословов прежде всего обращено внимание и уважение А.А. Тер-Акопова: это виднейший представитель Русской Православной церкви митрополит Сурожский Антоний (Блюм) и Святитель архиепископ Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). Ссылки на их труды, апеллирование к их научным взглядам обильно встречаются в работах А.А. Тер-Акопова по религиозной тематике. Этих православных мыслителей роднит многое: оба до священнослужения получили фундаментальное светское (медицинское) образование, оба были практикующими врачами-хирургами, оба (хотя каждый в своей ипостаси) участвовали как врачи во IIМировой войне, оба так и не получили специального духовного образования. Однако именно этих богословов, их труды, отличали особая, страстная, при этом земная, обращенная к каждому из нас любовь; умение сострадать и сопереживать, найти нужные слова и напутствия в минуты кризиса, болезни и смерти. Многие из этих добродетельных черт были суть жизни и научного творчества Аркадия Аваковича Тер-Акопова.
Еще несколько примеров из биографии профессора А.А. Тер-Акопова.
Как известно, теме борьбы с коррупцией во всем мире посвящены миллионы книг, множество политиков, общественных деятелей и ученых на данной теме сделали блестящие карьеры. Аркадия Аваковича всегда был скуп в словах и эмоциях, но как ученый – криминалист был беспощаден в выводах относительно данного асоциального явления. В своих работах он не был многословен и относительно реального положения дел в современной ему судебной системе, констатируя, что ситуация с родни той что описана в Священном Писании – «От туда не выйдешь, покуда не отдашь и последней полушки». Ученый последовательно отстаивает то направление в развитии Судебной власти, которое базируется на таких базовых понятиях как Мораль, Нравственность, Закон. А.А. Тер-Акопов не ограничивался защитой Права как ученый и педагог. Многие адвокаты эти годы обращались к А.А. Тер-Акопову за мудрым высококвалифицированным советом ученого-специалиста в области уголовного права. И Аркадий Авакович всегда участливо откликался на эти просьбы.
Беспощаден был ученый и к такому отклоняющемуся поведению общества как бюрократизм. Российскому чиновничеству – господствующему классу современной России – обращено напоминание ученого о библейских «слугах народа» и тех нравственных заповедях и нормам поведения, которыми должны руководствоваться те, кто стремится к власти.
А.А. Тер-Акопов, сторонник создания Русского государства (в составе Российской Федерации) и добрососедства всех традиционных религий, восстановления смертной казни как исключительной меры наказания за наиболее тяжкие преступления против личности, последовательно отстаивал идеи нравственности и гуманизма, толерантности Общества, члены которого исповедуют различные религиозные и политические взгляды.
«Венцом» научного творчества А.А. Тер-Акопова явилась монография «Преступления и проблемы нефизической причинности в уголовном праве» (2003 г.). В ней, в частности, подвергнуты комплексному анализу духовность как объект уголовно – правовой охраны, духовно – нравственная причинность в уголовном праве; новым в криминологической науке стало выделение бездуховности (антипода духовности) в структуре преступного поведения.
В непростой дискуссии о том какие ценности, охраняемые нашей Конституцией, имеют примат в контексте разрешения конкретных уголовных дел, А.А. Тер-Акопов отстаивал и аргументировал позицию преимущества и защиты интересов безопасности человека, например экобезопасности перед иными, в том числе военными интересами. Такой подход крайне актуален в современных Российских условиях, когда идет очевидное «огосударстветвление» общества.
Суровую оценку ученого получила и деятельность «нетрадиционных» многочисленных сект, характеризующихся деструктивным отношением к духовному и интеллектуальному здоровью человека. Дальнейшие научные исследования в этом направлении – задача стоящая уже перед его учениками.
А.А. Тер-Акопов в жизни был очень скромным, совершенно не тщеславным человеком. Достойный (по мнению всех, кто его знал) самых высоких научных и карьерных высот, он, не стремясь к званиям и регалиям, шел дорогой истинного русского ученого, доброго и интеллигентного человека, оставив нам пример не показной нравственности, труженичества, порядочности, скромности, профессионализма.