Фонд содействия научным исследованиям в области правового обеспечения безопасности человека

А.Ф. Кони как основоположник юридического литературоведения

(статьи и воспоминания выдающегося юриста о русских литераторах)

 К 80-летию заслуженного
деятеля науки РФ, профессора,
пушкиниста Анатолия Валентиновича Наумова

Анатолий Федорович Кони (28.01.1844, Петербург – 17.09.1927, Ленинград) – выдающийся русский судебный деятель, литератор, общественный деятель, ученый и педагог. Его жизни и профессиональному поприщу посвящено значительное количество научных исследований, они достаточно хорошо известны современному читателю.

 В настоящей статье автор остановится на одном, но важном аспекте многогранного наследия А.Ф. Кони как юриста и литератора — основоположника отечественного юридического литературоведения — межотраслевой области знаний, изучающей проблемы права (юридической действительности), отраженной в многожанровой художественной и иной литературе (преимущественного социологического характера), а также в биографиях ее авторов.

 А.Ф. Кони, возможно, «повезло» больше других: он родился в творческой литературной среде и с детства был окружен атмосферой преклонения перед Книгой, был хорошо знаком с миром литераторов; он приятельствовал или дружил, состоял в переписке со многими замечательными писателями и поэтами — интеллектуальной элитой России; как юриста-профессионала, его становление пришлось на Эпоху Великих реформ Александра II, в том числе Судебную реформу — появление суда присяжных, новой адвокатуры и проч.; он сделал блестящую карьеру юриста в дореволюционной России; его коллегами по «цеху» были все виднейшие юристы России — от Арсеньева, Ровинского, Чичерина, Кавелина, Валуева, Спасовича до Таганцева и Победоносцева. А.Ф. Кони обладал незаурядными литературными талантами. И главное — на долгую жизнь Анатолия Федоровича пришелся Золотой и Серебряный век великой русской литературы, во многом социологической по духу и содержанию.

 Много лет спустя, исследования данной проблематики обогатили своими работами видный пушкинист, член Союза писателей Москвы профессор Анатолий Валентинович Наумов, а также иные видные отечественные правоведы — профессора А.И. Алексеев, М.М. Рассолов и некоторые др.

 I. Напомним основные вехи жизни великого юриста. Родился в семье известного театрального деятеля Ф.А. Кони и актрисы И.С. Юрьевой. В 1865 году со степенью кандидата прав окончил юридический факультет Московского университета. Со студенческих лет проявлял склонность к научной работе, однако избрал судебное поприще. Среди вех его деятельности — помощник секретаря Петербургской судебной палаты (с 1866 г.), товарищ прокурора окружного суда – в Москве, Сумах, Харькове и Казани (с 1867 г.), прокурор Петербургского окружного суда (1871 г.), председатель Петербургского окружного суда (с 1878 г.). На данному посту председательствовал по громкому делу В.Засулич, стрелявшей в петербургского градоначальника генерала Ф.Трепова, закончившемуся оправдательным приговором (31 марта 1878 г.). В дальнейшем – председатель гражданского департамента Петербургской судебной палаты (с 1881г.), обер-прокурор уголовно-кассационного департамента Сената (с 1885г.), первоприсутствующий (председатель) Уголовного кассационного департамента Сената, член Медицинского совета (1917 г.). Сенатор (1891 г.), член Государственного совета (1907 г.), действительный тайный советник.

 Государственная, научно-педагогическая и общественная деятельность Кони, горячего патриота России, была подчинена идее служения праву и справедливости, строгому соблюдению законности. 

 В юридической науке Кони дебютировал сочинением «О праве необходимой обороны» (1866 г.). С 1865 г. им публикованы статьи и рецензии по разнообразным вопросам уголовного права, судоустройства и судопроизводства, юридической психологии, тюрьмоведения, криминологии и судебной этики в ведущих юридических изданиях («Московский юридический вестник», «Вестник Европы», «Журнал министерства юстиции» и др.).

 А. Кони принимал деятельное участие в законопроектной работе (в 1889-1895 г.г. — член «Комиссии для пересмотра законоположений по судебной части», в 1917 г. – председатель «Комиссии для восстановления основных положений Судебных уставов и согласования их с происшедшей переменой в государственном устройстве» и др.). 

 На протяжении всей научной и практической деятельности Кони последовательно отстаивал принципы Судебной реформы 1864 г. (равенство сторон, недопустимость ущемления прав обвиняемых, публичность судебного разбирательства, устность, непосредственность и свободная оценка доказательств и т.д.). Как юрист стоял на либерально-демократических позициях, выступал за гуманизацию пенитенциарной системы, был противником смертной казни и попыток политики сужения сферы юрисдикции суда присяжных. Кони — один из основателей судебной этики.

 В 1896 году Кони избран почетным членом императорской Академии наук, в 1900 году – почетным академиком по разряду изящной словесности той же академии. В 1907-1911 гг. как литературный критик удостаивается трех золотых медалей Академии наук. Признаны заслуги Кони как историка литературы, в том числе в качестве одного из создателей Пушкинского дома.

 А.Ф. Кони — один из учредителей (в дальнейшем – председатель) Юридического общества при Санкт-Петербургском университете, почетный член Московского, Киевского, Казанского, Харьковского, Томского, Курского, Кавказского юридических обществ, почетный член Военно-медицинской академии и Общества психиатров. Он был широко известен как выдающийся педагог и блистательный оратор. Преподавал уголовное судопроизводство в Училище правоведения, Александровском лицее, Петербургском народном университете. Оставил ценные свидетельства о состоянии юридической науки и юридического образования в России. После 1917 года, вплоть до самой смерти читал курсы этики, искусства речи, уголовного судопроизводства в Музее города, Институте живого слова, Железнодорожном университете, Петроградском университете и др. 

 В настоящее время Минюстом учреждена памятная медаль имени А.Ф. Кони, РАН — премия А.Ф. Кони (присуждается отечественным ученым за выдающиеся научные труды в области права). 

 Литературный архив правоведа академика А.Ф. Кони хранится в Пушкинском доме (РАН). Как показывают научные публикации последних лет, мы знаем о личности А.Ф. Кони в части постреволюционного (советского) периода его жизни, еще далеко не все, о чем свидетельствует, в частности, опубликованная в 90-е и последующие годы переписка между ним и военным юристом-литератором А.В. Жиркевичем. 

 II. Анатолий Федорович Кони как юрист и литератор имел индивидуальный, особенный, взгляд на роль литературы в изучении (отражении) правовых реалий.Интерес к воспоминаниям и статьям о русской литературе и литераторах вызван талантливостью Кони-мемуариста и широтой его-жизненных впечатлений и встреч. Современниками, хорошими знакомыми Кони, адресатами его корреспонденции были Л. Толстой, И. Тургенев, А. Островский, И. Гончаров, Д. Григорович, Н. Лесков. Ф. Достоевский, А. Писемский, А. Апухтин, В. Стасов, Н. Некрасов, А. Чехов, В. Короленко, К. Чуковский и многие другие литераторы. Он точно запечатлел образы людей, встреченных им на многотрудном жизненном пути, быт и нравы минувшей эпохи и раскрыл многие стороны общественно-политической, включая область юриспруденции и литературной борьбы второй половины XIX века и начала двадцатого века. Особняком стоят литературные зарисовки, посвященные А. Пушкину и М. Лермонтову. 

 Влияние литературно-артистического окружения сказалось не только на раннем интересе Кони к литературе, но и на самом характере взглядов будущего юриста. Отец – Федор Алексеевич Кони (1809–1879 гг.) – был достаточно известным поэтом, драматургом, журналистом и историком театра тридца­тых— пятидесятых годов. А.Ф. Кони отмечал, что как редактор и издатель, его отец настойчиво стремил­ся «развивать в читателях уважение к духовным приобре­тениям человечества, любовь к искусству в его разнообразных проявлениях и интерес к его истории и месту среди движущих сил общественного развития». В произведениях матери, талантливой писательницы, Кони отмечает «теплую веру в лучшие стороны человека», что удивительно гармонирова­ло, в глазах сына, с ее нравственным обликом. Ближайшие сотрудники журнала «Пантеон», издаваемого его отцом, литераторы и артисты были частыми гостя­ми в их доме. Среди них — Н. Некрасов, Я. Полонский, Д. Григорович, Л. Мей, А. Мартынов и другие.

 Юность правоведа совпала со временем дореформенной ситуации, с общественным движением вокруг отмены крепостного права и реформ шестидесятых годов. Именно эти вопросы были главными в журналистике и литературе. Потому литературные взгляды поколения, к которому принадлежал Кони, были прежде всего взглядами общественными, политическими, юридическими. 

 Литература интересует Кони прежде всего как яркое вы­ражение политических и социальных процессов, которые происходят в русской жизни. Шестидесятые годы разделили историю России на два периода: прошлый и новый, пореформен­ный. С этой точки зрения он судит и о литературе. В на­чале 1880-х гг. появляются в печати первые «литера­турные» труды Кони: мемуары и статьи о писателях. Эти произведения, несущие на себе яркую печать эпохи, нераз­рывно связаны с основной деятельностью их автора — юриди­ческой. Сам Кони понимал это так: «…Моя чисто-литературная (а не научно-юридическая) деятельность начинается лишь с 1881 г. (статья о Достоевском, да и то юридического характера)», —писал он Стасюлевичу 24 июля 1905 г.; литературно-правовое исследование проявляется: в выборе им автора и как правило, его тонком биографическом и психологическом портрете, наиболее приме­чательных его произведений, их анализе.

 Нельзя недооценивать и прессу в качестве важного источника информации, из которой Кони, помимо юридической практики, черпал идеи и сюжеты для своих пьес. Современная ему эпоха Великих реформ вызвала огромный интерес всех слоев общества к различного рода преступлениям, их расследованию и судебному рассмотрению. Многие ведущие периодические издания обзавелись постоянными рубриками – «Хроника происшествий», «В камере мирового судьи», «Судебная хроника» – либо публиковали редактор-ские материалы, посвященные анализу «громких» дел, и т. п. (газеты «Московские ведомости» М. Н. Каткова и «Новое время» А. С. Суворина, «Судебный вестник», «Санкт-Петербургские ведомости», «Новости и биржевая газета», журнал «Отечественные записки» Н. А. Некрасова и М. Е. Салтыкова-Щедрина, журнал-газета «Гражданин» В. П. Мещерского и др.). Огромную популярность в обеих столицах приобрел в 1860–1870-е гг. только что учрежденный суд присяжных, особенно если рассматривались громкие уголовные дела – убийства, крупные мошенничества, грабежи. Как правило, такие дела в Петербургском или Московском окружных судах слушались с участием корифеев адвокатуры – С. А. Андреевского, П. А. Александрова, К. К. Арсеньева, А. И. Урусова, В.Д. Спасовича, Ф. Н. Плевако, П.А. Потехина и др. Среди публики в зале суда не раз присутствовали представители правящей России: великие князья, дворянская аристократия и нарождающаяся буржуазия, высшее чиновничество, в том числе министр юстиции К. И. Пален, военный министр Д.И. Милютин, министр иностранных дел А.М. Горчаков и др. 

 Кони интересуют главным образом произведения, в которых говорится о преступлениях, их причинах и мотивах («Преступление и наказание», «Записки из Мертвого дома», «Дневник писателя» и «Братья Карамазовы» Достоевского, «Живой труп» Толстого, «Остров Сахалин» Чехова, «Моцарт и Сальери», «Дубровский» Пушкина и др.); при этом статьи и воспоминания Кони нередко служат как бы юридическим комментарием к художественным произведениям. 

 Из воспоминаний Кони известно, что знакомство со многими писателями (Тургеневым, Достоевским, Львом Толстым, Апухтиным) возникло на основе их интереса к практике суда присяжных, что сам мемуарист принимал активное участие в некоторых судебных процессах, возбужденных по инициативе писателей («Короленко и суд», «Вестник Европы», «Ф. М. Достоевский»), что его рассказы об уголовных процессах были использованы при создании произведений («Воскресение» Толстого, «Из бумаг прокурора» Апухтина и др.).

 Неиссякаемый интерес к литературе объясняется особым характером юридических взглядов Кони. Он утверждал, что суд только тогда сможет вынести справедливый приговор, когда будет знать преступника как человека, обладающего особым характером, сформировавшимся в определенных жизненных условиях; Кони-юриста интересует признаки состава преступления, включая объективные причины преступления, психологическое состояние человека, мотивы поведения, мораль, даже внешний облик преступника и его манера говорить. 

 Отражение и нравственная оценка юридических событий (напр., преступления, отмены крепостного права) в творчестве или конкретном произведении литератора и «психологизм судебного разбирательства» — вот что обусловило специфический характер этих трудов Кони и его большой интерес к литературе как к сфере ис­кусства, анализирующей психологию страстей и поступков. Его время заставило Кони стать «проницательным и тон­ким юристом-психологом». 

 Уже первый литературный труд Кони — доклад о Федоре Михайловиче До­стоевском в Юридическом обществе при Петербургском университете («Достоевский как криминалист») — ярко выявил своеобразие творческой индивидуальности автора. Феномен Достоевского как тончайшего знатока человеческих душ давно интересовал юридическую общественность. В разные годы исследователями юридического аспекта его творчества были многие авторитетные ученые-криминалисты, и один из первых — А.Ф. Кони, одним из самых страстных почитателей творчества писателя. По образному замечанию судебного деятеля, «Преступление и наказание» является своеобразным путеводителем для юристов, помогающим проникнуть в мир психологии преступника. Особое внимание он уделяет раскрытию писателем криминогенных факторов, приводящих к преступлению. В случае с Раскольниковым это «нищета, оскорбленная гордость, ожесточение, выработавшие в нем странную и больную теорию»; у Свидригайлова, «сытого и обеспеченного человека», другие мотивы – под «внешним спокойствием и порядочностью» этого персонажа «бьется снедающая страсть физического обладания». Кони справедливо указывает, что Достоевский юридически точно описывает не только содержание преступления, но и способы установления истины в уголовном деле, приемы оценки доказательств, индивидуализацию в применении мер пресечения. Также Кони справедливо подчеркивает неоспоримый вклад Достоевского в исследование вопросов субъективной стороны преступления как общественно опасного деяния. Прежде всего это касается больных волей (например, «горьких пьяниц»), больных рассудком (душевнобольных) и больных от неудовлетворенного духовного голода (в классификации самого Достоевского). Всем своим творчеством Достоевский – вечный защитник слабых, и прежде всего детей. Вместе с неутомимым Кони они посещают колонию для малолетних преступников на Охте (декабрь 1875 г.)… Творчество До­стоевского дорого Кони потому, что в нем звучит голос современника, задумывающегося над разрешением тех же нравственных вопросов, которые волновали юристов-практиков. Великий романист говорил о важности обнаружения в чело­веке добрых начал и потому мог считаться «нравственным наставником» нового суда.

 А.Ф. Кони интересует, насколько нравственный облик писателя и нравственные основы его произведений соотносятся с извечными моральными нормами и как эти эти­ческие ценности преломляются в современной русской действительности. Кони так формулирует основную цель литературы: «Познание самого себя во всей ambiente [окру­жающей] жизни, — и притом современной ему (читате­лю). Нравственность одна и та же, основанная на философии и на религии, но область явлений дня и применений все расширяется и разнообразится». Эта мысль осо­бенно заостренно в прямой постановке сформулирована в статьях о Пушкине и В. Соловьеве. 

 А.Ф. Кони считал нужным напомнить своим современникам о незыблемости нравственных основ в жизни человека. «Бывают в истории человечества эпохи, — писал он, — когда нравственное содержание жизни умаляется до крайности, до грозящих опасностью пределов…» («В. С. Соловьев»), что звучит остро актуально и в современной России (К.Х.). 

 Характерна для социально-этических воззрений великого правоведа статья «Нравственный облик Пушкина». Начав с выяснения религиозно-этической концепции Александра Сергеевича Пушкина, Кони утверждал, что именно общие начала нравственности определили духовный облик, общественное значение и правовые взгляды поэта. Бескомпромиссная искренность перед лицом своей совести и «лиры» Поэта, «уважение к человечеству и его благородным стремлениям», ненависть к любым проявле­ниям угнетения и прежде всего к несправедливым зако­нам — так представлял А. Кони нравственный облик А. Пушкина, выступавшего за свободное развитие духовных сил народа путем общественного воспитания и истинного про­свещения. Исходя из этого, А.Ф. Кони приходит к выводу об огромном общественном значении Пушкина и выдвигает на первое место мысль о предвосхищении поэтом правовых идей второй половины XIX столетия.

 Интересны для юридического литературоведения размышления Кони о различиях в «правовом» (и не только) мировосприятии и поведении двух гениев — Пушкина и Лермонтова, пред памятью которых он поклонялся: «у Пушкина в отношениях его к людям и к окружающему господствовал большой оптимизм»… Он готов жить, «чтоб мыслить и страдать». Пушкин всегда с природой. Даже когда ему тяжело живется в обыкновенной жизни, жизнь ему представляется светлой» … звучат звуки примирения с жизнью, любви к жизни и уменья брать ее блага. «Лермонтов – характер страстный, опасный, в нем сказывается бурная натура поэта. Говорят, это демонизм» … в частной жизни он был человеком вредным, опасным…

 Одна из характерных особенностей литературного наследия Кони: органическое сочетание в его трудах оценки творчества писателя и воспоминания о нем. Выделить из прошлого и биографии писателя то, что может служить нравственным уро­ком для современности — главная цель А.Ф. Кони. Это не только рассказ о видных литераторах, которых встретил юрист Кони на своем жизненном пути, а прежде всего рассказ о том, как воспринимались русской интеллигенцией художественные произведения писателей и сами создатели этих произведений, оставившие заметный след в истории русской культуры и общественной мысли. 

 Дружеским теплом проникнуты воспоминания Кони о завсегдатае многих известных судебных процессов второй половины позапрошлого века, талантливом рассказчике, актере и писателе Иване Федоровиче Горбунове (1831–1895 гг.). Среди современников Горбунов был знаменит блестящими рассказами-зарисовками многих сторон жизни, описывал он также судебные истории и судьбы падших членов общества. Об искрометных, полных доброго юмора рассказах Горбунова, посвященных судебной юстиции, восторженно отзывались многие современники, в том числе А. Ф. Кони.

 А.Ф. Кони оставил об драматурге Александре Николаевиче Островском (они познакомились в 1862 г. на средах у А. Ф. Писемского) небольшие, но весьма интересные воспоминания, в которых признается, что в выборе им профессии юриста есть определенная заслуга драматурга, поклонником творчества которого он был еще со студенческой скамьи. Переехав из Петербурга в Москву в 1861 г. и став завсегдатаем Малого театра, Кони так пишет о собственных впечатлениях (тогда – студента-юриста) от театральной постановки «Доходного места»: «Нравственные мучения Жадова и проповедь пляшущего Юсова не могли не вызвать желания стать работником в том новом суде, который искоренит черную неправду». 

 Первые шаги в литературе юный Николай Алексеевич Некрасов (будущий великий поэт) сделал под началом старшего Кони, издателя и редактора ряда столичных журналов. В те годы Некрасов жил среди бродяг и нищих, практически – в криминальных условиях. Трагическая история о показательном самоповешении крепостного с целью отомстить бездушному помещику, рассказанная Некрасову Кони, послужила основой для пронзительных некрасовских строк из раздела «О Якове верном – холопе примерном» (поэма «Кому на Руси жить хорошо», 1863–1877 гг.). Кони близко общался с поэтом, начиная с 1871 г., когда имя Некрасова уже было широко известно читающей России. Благодаря его воспоминаниям мы знаем о многих благородных общественных поступках «позднего» Некрасова, например о его участии в благотворительных вечерах по сбору средств в пользу малолетних преступников. Несколько слов о противоречивой личности поэта. Некоторые современники публично упрекали Некрасова – удачливого карточного игрока. Известен случай, когда Некрасов был реально напуган угрозой уголовного преследования за «устройство игорного дома» в квартире. Кони, в то время прокурор Петербургского окружного суда, успокоил расстроенного литератора, объяснившего свое участие в карточных баталиях прежде всего поиском средств для издания «Отечественных записок». Тем не менее в своих воспоминаниях Кони описывает Некрасова одержимым страстью к игре, «непреодолимо влекущей его на эту рискованную борьбу между счастьем и опытом, увлечением и выдержкой, запальчивостью и хладнокровным, где главную роль играет […] сознание своего превосходства и упоение победы». 

 Известный адвокат по политическим делам В.П. Гаевский в 1874 г. познакомил Ивана Сергеевича Тургенева с А.Ф. Кони, служившим в тот период в Петербургском окружном суде. Последний оставил о Тургеневе несколько интересных заметок. Из них нам известно, что писатель живо интересовался «новыми» судами и с разрешения Кони присутствовал на судебном процессе с участием присяжных заседателей. Благодаря А. Кони Тургенев узнал (!), что числится в Министерстве юстиции в качестве почетного мирового судьи двух уездов Орловской губернии. По меткому и справедливому утверждению Кони, либерал Тургенев, убежденный сторонник постепенного общественного развития, никогда не впадал в лесть ни перед толпой, ни перед отдельными группами, а в его сочинениях господствует художественное правосудие. Примечательно и другое замечание выдающегося юриста – Тургенев «резко противопоставил холодному культу права у человека латинского племени человечность русских людей». Встает Кони и на защиту доброго посмертного имени Тургенева, многие годы бескорыстно служившего семье Полины Виардо и завещавшего ей большую часть своего состояния. 

 По свидетельству А.Ф. Кони, на смерть Тургенева одними из первых откликнулись московское и петербургское юридические общества. Так, совет Петербургского юридического общества издал постановление, в котором подчеркивалось, что, служа русскому слову, писатель всю жизнь служил делу нравственного развития и духовного совершенствования общества. Судебная реформа, упразднив господство в суде бумаги, вызвала развитие живой речи, являющейся тем лучшим орудием отправления правосудия, чем яснее, образнее, точнее родной язык, которому так много усердно послужил почивший писатель. 

 Кони был многолетний товарищем замечательного романиста и мариниста Александра Николаевича Гончарова по отдыху на Рижском взморье, став впоследствии его душеприказчиком и автором интересных воспоминаний.

 А.Ф. Кони как проницательный и информированный читатель, сочувственно относился к такой сложной по характеру и противоречивой, в оценке современников, личности замечательного писателя Николая Семеновича Лескова, характеризуя его как человека, «глубоко талантливого, нервного, ворчливого и вместе с тем всегда готового на посильную помощь нуждающимся и обремененным».

 А.Ф. Кони был добрым знакомым Федора Ивановича Тютчева, многократно цитировал его произведения в своих правовых исследованиях, считал поэта в высшей степени оригинальным и глубоким человеком. В одной из своих поздних работ, «Самоубийство в законе и жизни» (1923 г.), объясняя популярный мотив самоубийства – в силу «неразделенного сильного любовного переживания», – он приводит следующие строки Тютчева: «И кто в избытке ощущений, // Когда кипит и стынет кровь, //Не ведал ваших искушений, // Самоубийство и любовь». 

 Примерно с 1891 г. глубокие товарищеские отношения связывали А. Кони с Антоном Павловичем Чеховым, оставив о нем интересные воспоминания. Сравнивая творчество Чехова с творчеством других выдающихся представителей русской и европейской литературы – Тургенева, Толстого, Мопассана, Кони указывает, что в его произведениях присутствует, прежде всего, печаль по поводу человеческой глупости, жадности и низменности натуры… Как пишет Кони, Чехов прозорливо сознавал, как тонок у нас слой истинно культурных людей. А.Ф. Кони поддерживал и приветствовал появление «Острова Сахалина», с удовлетворением отметив, что ее «результатом» стала отправка руководством Главного тюремного управления своих представителей изучить на месте положение дел. 

 На протяжении многих лет, начиная с 1887 г., взаимные уважительные отношения связывали Кони и Льва Николаевича Толстого. Широко известны высокохудожественные воспоминания Кони о Толстом. Случай из судебной практики А.Ф. Кони, в свое время рассказанный писателю, послужил основой толстовского «Воскресения» («коневская повесть»). Не единожды писатель обращался к авторитету Кони в целях помощи своим многочисленным просителям (гонимым правительством духоборам или преследуемым «толстовцам») – М.П. Новикову, М.М. Хлевинской, Н. Е. Фельтен и др. В основе толстовской пьесы «Живой труп» – реальное дело супругов Гиммер, засматривавшееся Московской судебной палатой. Для взаимовыгодного урегулирования брачно-семейных отношений (получение развода при отказе консистории), мадам Гиммлер объявила о самоубийстве (утоплении) мужа. В Москва-реке были найдены одежда и паспорт «утопленника»; в итоге женщине был выдан «вдовий вид» и она благополучно вышла замуж за другого человека. Но вскоре обман был раскрыт. Гиммеры были привлечены к ответственности по ст. 1554 Уложения о наказаниях (о подробностях данного дела Толстому рассказал А.Ф. Кони). 

 Одним из гениальных мест в русской литературе А. Ф. Кони считал страницы «Войны и мира», посвященные сцене казни-расправы над реальным историческим лицом – М. Верещагиным, которого Сенат приговорил к бессрочным работам за распространение писем и речей французского императора. Граф Растопчин, прикрывая свои просчеты по организации обороны, а затем эвакуации населения и имущества Москвы, объявляет Верещагина тем самым мерзавцем, «от которого погибла Москва», и отдает его на растерзание толпы (как много история знает примеров, когда к ответственности привлекались рядовые «стрелочки», в то время как настоящие преступники, облеченные властью, оставались вне «человеческого суда» — К.Х.). 

 А.Ф. Кони решительно выступал против тех, кто пытался заострить внимание на мелких или отрица­тельных сторонах, личности писателей. Его воспоминания корректны и деликатны по отношению к своим героям, без критиканства или «выпячивания» каких-либо, даже общеизвестных, человеческих слабостей (применительно к А. Апухтину или Н. Некрасову, например). 

 В предреволюционные годы Кони выступает против «всестороннего описания пороков» и «культа жестокости». Его волнует воздействие на общество произведений таких писателей, кaк Ф. Сологуб, А. Каменский, Л. Андреев; он ссылается на свой богатый жизненный опыт юриста, «Порно-графическая литера­тура и культ преступлений; из моих воспоминаний», — за­писывает он в одном из конспектов лекции, в которой еще раз обосновывалась мысль о тесной связи литературы и ее нравственных выводов с жизнью. Кони считает, что «одно чувство художественности, не утвержденное в строгом нравственном чувстве, есть одна из величайших опасностей для души человека»; в этой связи «отрадным явлением в текущей литературе» представляет­ся ему сборник рассказов Т.Л. Щепкиной-Куперник (приятельницы Чехова и дочери известного киевского адвоката) «Образы прошлого».

 Жизнеописания большинства великих писателей и поэтов позапрошлого века свидетельствуют о неразрывной связи их биографий и их творчества с судьбой страны и народа, в том числе в самые критические периоды отечественной истории. Как образно выразился А.Ф. Кони в послереволюционные годы, объясняя мотивы своего отказа от эмиграции, «когда больна родина-мать, сын должен остаться около нее» (впрочем, сложно обвинять и тех, кто добровольно уезжает из России в наше время, не желая либо не имея достаточно сил бороться либо сосуществовать с правовым беспределом, низким уровнем безопасности личности, возрастающим уровнем не толерантности и атмосферой озлобленности внутри общества и тому подобными явлениями).

ЛИТЕРАТУРА

  1. Кони А. Ф. Соб. соч.: в 8 т. – М., 1966–1969. [Т. 6: «Нравственный облик А.С. Пушкина», «Страничка из жизни Пушкина», «Князь Владимир Федорович Одоевский», «М.Ю. Лермонтов», «Каролина Павлова», «Памяти Д.В. Григоровича, «Иван Федорович Горбунов», «А.Ф. Писемский, «А.Н. Островский, «Николай Алексеевич Некрасов», «Мотивы и приемы творчества Некрасова», «Иван Александрович Гончаров», «Тургенев», «Памяти Тургенева», «Савина и Тургенев», «Похороны Тургенева», «Федор Михайлович Достоевский», «Ф.М. Достоевский, «Еще о Достоевском, «Лев Николаевич Толстой, «По поводу драматических произведений Толстого»).
  2. Муратов А.Б. «Литературные взгляды А.Ф. Кони» // Кони А. Ф. Соб. соч.: в 8 т. – М., 1966–1969. Т. 6, С. 5-23.
  3. Кони А.Ф. Отцы и дети судебной реформы: к пятидесятилетию Судебных уставов. – М., Статут, РАП. – 352 с.
  4. Харабет К.В. Кони Анатолий Федорович. Биографический очерк. Большая Российская Энциклопедия. Т. 15. М., 2015 г.

Харабет К.В., кандидат юридических наук, доцент, председатель Фонда научных исследований в области правового обеспечения безопасности человека имени профессора А.А. Тер-Акопова (г. Москва).