Фонд содействия научным исследованиям в области правового обеспечения безопасности человека

ДЕВИАНТНОСТЬ И СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ТЕМАТИКА В ТВОРЧЕСТВЕ И ЖИЗНИ ПОЭТОВ СЕРЕБРЯННОГО ВЕКА (М. ЦВЕТАЕВА, С.ЕСЕНИН, В.МАЯКОВСКИЙ) продолжение

(продолжение, а начало доступно в № 1 журнала за 2020 год и по этой ссылке)

II. СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН

 Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

 С. А. Есенин

 Сергей Александрович Есенин (21.9(3.10).1895, с. Константиново Рязанской области — 28.12.1925, Ленинград), — русский поэт и прозаик «почвеннического» направления. Родился и вырос в крестьянской семье. Отец, Александр Никитич, с 12 лет служил в Москве в лавке, бывая в деревне, даже после женитьбы, только наездами. Ранние годы (1899-1904 гг.) Есенин провел у деда, Ф. А. Титова, и бабки по матери. Есенин позднее вспоминал: «Дед мой, замечательный человек, был старообрядским начетчиком». Детство Есенина протекало беззаботно, не отягощенное тяжелым крестьянским трудом. «Часто собирались у нас дома слепцы, странствующие по селам, пели духовные стихи…» — читаем в автобиографии (1924 г.)[7].

 В 1904 году Есенин поступил в Константиновское земское четырехклассное училище; два года учился в третьем классе, но закончил училище в 1909 с отличием. Вслед за тем закончил со званием «учитель школы грамоты» второклассную учительскую школу в с. Спас-Клепики (1909—12), т. к. «родные хотели, чтоб из меня вышел сельский учитель». Ко времени учебы в школе относятся его первые из сохранившихся стихотворных опытов. Приезжая летом в Константиново, Есенин посещал дом священника Ивана Попова, в котором собиралась на каникулы учащаяся молодежь; бывал в соседнем имении молодой образованной помещицы Л.И. Кашиной (прототип Анны Снегиной в одноименной поэме, 1925). Сергей был сердечно привязан к своей семье, к младшим сестрам Екатерине и Александре.

 В 1911-1912 гг. Есенин сближается с писателями из Суриковского литературно-музыкального кружка. Весной 1912 года, приехав в Москву «без гроша денег», Есенин некоторое время живет у С. Н. Кошкарова-Заревого, председателя кружка. В конце 1912 года поэт вступает в «члены-соревнователи» кружка, систематически посещает его собрания. Поселившись в августе в Москве, Есенин трудится в мясной лавке, где работает приказчиком его отец. Отношения с отцом, которому были чужды духовные устремления сына, не сложились. 

 До февраля 1913 года Есенин служит в конторе книгоиздательства «Культура», затем — в типографии товарищества И. Д. Сытина, работа в типографии и близость с «суриковцами», многие из которых были настроены революционно, обострили внимание начинающего поэта к общественно-политическим вопросам. В числе 50-ти рабочих он подписал в марте 1913 года письмо к члену Государственной Думы Р.В. Малиновскому, в котором заявлялось о солидарности московских рабочих с фракцией большевиков в их борьбе против «ликвидаторов». В результате этой акции Есенин оказался под негласным надзором полиции. Из опубликованных материалов явствует, что Есенин в 1913-1914 гг. был связан с социал-демократами, распространял нелегальную литературу, участвовал в организации их собраний и т. п. В типографии Сытина Есенин познакомился и вступил в гражданский брак с А.Р. Изрядновой, работавшей там корректором. И хотя семья просуществовала недолго, Изряднова всегда оставалась исключительно преданным другом, была матерью его первенца — Юрия (1914-1938 гг.), незаконно репрессированного в сталинскую эпоху.

 В письмах Есенина 1912-1913 гг. отразились его напряженные духовные искания тех лет. С одной стороны, он сохраняет верность идеалу «народного поэта»: «Хочу писать „Пророка“, в котором буду клеймить позором слепую, увязшую в пороках толпу… Отныне даю тебе клятву, буду следовать своему „Поэту“ (письмо к другу-земляку Г. А. Панфилову, август 1912). С другой стороны, у Есенина усиливаются религиозные настроения, вызванные размышлениями над евангельскими текстами. В другом письме (от 23 апреля 1913 года ), советуя Панфилову «любить и жалеть» людей — «и преступников, и подлецов, и лжецов, и страдальцев, и праведников», Есенин в то же время заявляет: «Я человек, познавший Истину, я не хочу более носить клички христианина и крестьянина».

 С 1913 по март 1915 гг. Есенин посещает в Москве занятия на историко-философском отделении Народного университета А.Л. Шанявского. Видимо, в августе 1914 года Есенин «написал небольшую поэму „Галки“, в которой отобразил ярко поражение наших войск, бегущих из Пруссии, и плач жен по убитым». Ситуацией военного времени навеяны исторические поэмы «Марфа Посадница» и «Ус». В образах непокорной властолюбивой новгородской посадницы Марфы Борецкой и донского атамана Василия Уса, одного из сподвижников Степана Разина, воспевается бунтарский дух русского народа, его нравственная сила. На фоне войны как всенародного бедствия вырисовывается в есенинских стихах и образ России — «родины кроткой», охваченной великим горем. 

 В марте 1915 года Есенин приехал в Петроград и сразу же в день приезда встретился с А. А. Блоком, читал ему свои стихи. Весной 1915 года в Петрограде формируется по инициативе популярных литераторов Городецкого и Ремизова литературная группа «Краса»; ее участники стремились к возрождению национальной старины, обращались к мифологии, поэзии, быту русской деревни. В эту группу вошел и Есенин. 

 Получив отсрочку от воинской службы, Есенин провел лето 1915 года на родине, а в октябре вернулся в Петроград, где произошло его знакомство и сближение с популярным поэтом Николаем Алексеевичем Клюевым (1884-1937 гг.), который стал его почти что «духовным наставником». В течение 1915 — 1916 гг. оба поэта выступают под единым «крестьянским» знаменем. Есенин и Клюев подчеркнуто культивируют «крестьянский» стиль, неизменно появляются перед публикой в «народном» платье и т.п. Начинает складываться группа «новокрестьянских» поэтов (С.А. Клычков, П. И. Карпов, А. В. Ширяевец). 

 Первый стихотворный сборник Есенина «Радуница» пленил читателей не только свежестью и лиризмом, живым ощущением природы, но и образной яркостью, метафорической узорчатостью, эти искания в области формы приведут позднее Есенина к имажинизму.

 В повести о современной деревне «Яр» (1916 г.) — самой обширной из прозаических вещей поэта ощутима традиция народнического деревенского очерка, основная сюжетная линия которой — «тяжба крестьян с помещиком, закончившаяся убийством последнего. В повести представлен весь букет девиаций, имевших место в постпатриархальной деревне: повальное пьянство, семейное насилие, сексуальное непотребство, суициды. Показательно, что в основу сюжета автор положил события из реального судебного «дела Б.И. Кулакова» (1912 г.). Почетный гражданин Б. И. Кулаков, константиновский помещик, обвинялся в покушении на убийство крестьянина Ив. Филатова. Судебное разбирательство происходило при огромном стечении народа — привлекло желание послушать знаменитого московского адвоката Н. В. Тесленко, защищавшего Кулакова. Подсудимый держался спокойно и уверенно. Суть происшествия. В августе 1912 года трое крестьян, работавших на шлюзах, возвращались по окончании работы домой, были выпивши. Им пришлось проходить мимо фруктового сада, принадлежащего Кулакову, задумалось покушать яблочек. Перелезли через забор и сорвали несколько штук. Грянул револьверный выстрел, затем через несколько секунд второй, пуля угодила Филатову в спину. Раненый был доставлен в дом Кулакова, где немедленно вызванный последним фельдшер оказал помощь. Рана оказалась неопасной. Подсудимый объяснил, что в Константинове у него при имении большой плодовый сад, приносящий ему много хлопот и неприятностей, его регулярно навещали воры. Кулаков выстрелил вверх, без намерения попасть в кого-нибудь, затем выстрелил второй «на поражение». Вызванный фельдшер успокоил его, что рана не опасна. Тов. прокурора квалифицировал поступок Кулакова «самосудом интеллигентного человека». Н. В. Тесленко просит присяжных «забыть обо всем, что говорил обвинитель, ибо самосуд, хулиганство и пр. совершенно не подходили к настоящему делу, так как Кулаков — не помещик, а 20-летний мальчик-студент». Выстрел был произведен не с целью убийства, а лишь чтобы «попугать». Опытный адвокат констатировал, что Филатов «в настоящее время здоров, а Кулаков уже понес наказание за свою неосторожность: мы не знаем, сколько он перемучился за это время». Присяжные вынесли подсудимому оправдательный приговор[8].

 В 195-1916 гг. Есенин становится популярнейшим поэтом, тесно знакомится и посещает литературный салон супругов Мережковского-Гиппиус и Д. В. Философова

 В марте 1916 года молодой Есенин был призван на военную службу, первоначально — в запасной батальон в Петрограде, затем причислен к Царскосельскому полевому военно-санитарному поезду № 143 им. Императрицы Александры Фёдоровны (с конца апреля 1916 до середины марта 1917). В апреле — июне он дважды выезжал с санитарным поездом (в Крым и Киев); был на Юго-Западном фронте. В июле на концерте для раненых в царско-сельском лазарете читал свои стихи в присутствии императрицы и членов царской семьи. В том же 1916 году стихи Есенина появляются в крупнейших периодических изданиях. В новых стихах военного времени немало подлинных лирических шедевров; в целом же в лирике преобладает тема молитвенной, страннической Руси, при этом все отчетливей проступают приметы другой — «каторжной Руси», по корой бредут «люди в кандалах» («В том краю, где желтая крапива», «Синее небо, цветная дуга», 1916). Лирический герой Сергея Есенина — то «нежный отрок», «смиренный инок», — то «грешник», «бродяга и вор», разбойник с кистенем и т. п. («Наша вера не погасла», «Разбойник», 1915; «Устал я жить в родном краю», 1916). Та же противоречивая двойственность натуры «главного героя» определяет собой и образ «нежного хулигана» в стихах периода «Москвы кабацкой» (1924 г.). В 1916 году в Царском Селе Есенин сближается с Р.В. Ивановым-Разумником, идеям которого о грядущей «духовной революции» тогда сочувствовали многие «пииты», включая А. Блока и А. Белого. В феврале 1917 года у Иванова-Разумника Есенин знакомится с Андреем Белым, оказавшим на него «громадное личное влияние». В течение 1917 года Есенин сближается с левыми эсерами: «Работал с эсерами не как партийный, а как поэт» (из автобиографии). Весной 1917 года в редакции газеты «Дело народа» Есенин познакомился с секретарем-машинисткой Зинаидой Райх (1897-1939 гг.), они поженились, в 1920 году семья распалась, в браке родилось двое детей – Татьяна и Константин. 

 События 1917 года вызвали резкий перелом в творчестве Есенина, ему казалось, что наступает эпоха великого духовного обновления, «преображения» жизни, переоценки всех ценностей. В это время он создает цикл из десяти небольших поэм; в них воспевает «буйственную Русь» и славит «красное лето», в котором ему слышится «волховский звон и Буслаев разгул» («Отчарь»). Однако в понятия «революция» и «свобода» 

Есенин, как и другие «новокрестьянские» поэты, вкладывал прежде всего религиозно-нравственный смысл. Почти все есенинские произведения 1917-1919 годов («Товарищ», «Певущий зов», «Отчарь», «Октоих», «Преображение» и др.) носят неприкрытый богоборческий характер, «тайный спор» с Богом, который вел поэт и раньше, выливается в открытый бунт.

 С середины 1917 года резко обостряются взаимоотношения Есенина с Клюевым, что было вызвано как идейными, так и личными причинами. Весной 1918 года Есенин вместе с женой переехал из Петрограда в Москву. В мае 1918 года в петроградском издательстве «Революционный социализм» выходит в свет второй сборник «Голубень». Поэт входит в объединение имажинистов, которое оформилось произошло в конце 1918 — начале 1919 гг., вместе с Есениным в группу вошли А. Б. Мариенгоф, В.Г. Шершеневич, Р. Ивнев). В творчестве Есенина происходит ощутимый поворот. Имажинизм — новомодное модернистское течение, среди основателей которого — Мариенгоф, Есенин и Шершеневич, характеризуется особой увлеченностью метафорами, формированием стихотворного произведения как «цепочки» метафор, образов. Налет скандальности и эпатажности накладывался не только на образ мыслей, но и поведение самих имажинистов. Не случайно, теснейшее творческое, личностное общение, и даже совместное проживание с Н.А. Клюевым, Анатолием Мариенгофом; а также с Леонидом Каннегисером и Рюриком Ивневым, взаимные признания поэтов в «дружбе и любви» создали Сергею Есенину известную скандальную репутацию. Возможно, поэт и по человеческим качествам и как незаурядная личность притягивал к себе таких же неординарных, ярких собратьев по творческому цеху[9].

 Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших русских поэтов, созданы в 1920-е гг. Есенин все более приближался к пониманию того, что близкая его сердцу деревня — это «Русь уходящая». Об этом свидетельствует и его поэма «Сорокоуст» (1920 г.); сборники «Трех рядница» (1920 г.), «Исповедь хулигана» (1921 г.), «Стихи скандалиста» (1923 г.), «Москва кабацкая» (1924 г.), «Русь Советская» (1925 г.), «Страна Советская» (1925 г.), «Персидские мотивы» (1925 г.) отражали, наряду со стремлением осмыслить процессы, совершавшиеся на его глазах, состояние острого душевного разлада, растущее с годами чувство тоски и обреченности, приблизившее его к самоубийству. Среди современников не было сомнения, что произошло именно последнее, лишь спустя более полувека известный писатель-деревенщик Василий Белов инициировал вопрос возможного убийства Есенина (предположительно, сотрудниками НКВД) и последующей инсценировки самоубийства. Представляется, что эта версия причины смерти поэта не выдерживает серьезной научной критики. Впрочем, остаются и стойкие сторонники криминальной версии смерти поэта. Интересующихся этим вопросом я адресую к сборнику «Смерть Сергея Есенина: документы, факты, версии», составители Ю.Л. Прокушев и М.В. Стахова (Москва, ИМЛИ РАН, 2003) 

 Обратимся к некоторым поэмам Есенина, «богатым» на социально-криминогенную тематику. Сюжет драматической поэмы «Страна Негодяев» рожден жизнью конца 10-х-начала 20-х годов, событиями гражданской войны, национальной вражды и разрухи. По мнению литературоведов, основной сюжет поемы был написан в Нью-Йорке, во время американского путешествия Есенина и Дункан. Борьба с голодом и бандитизмом была основной приметой времени, а употребление ругательного слова «негодяй» также было характерно для языка тех лет и было принято даже в официальных документах того времени. «Подонки и хулиганы анархизма, негодяи, служащие своими делами Колчаку и Деникину» … – можно было прочесть в передовице газеты «Известия ВЦИК», 1919, за 14 октября. Завязкой для детективного сюжета раннего варианта «Страны Негодяев» (ограбление продовольственного поезда и розыск преступника) могли послужить многочисленные публикации в газетах того времени о налетах махновцев на поезда с продовольствием. Есенин развил традицию «говорящих» фамилий в русской драме, ключ к их характеристике: Рассветов, Замарашкин, Чекистов, Чарин. А Номах, возможно, перевернутая в слогах фамилия предводителя анархистов Нестора Махно. Среди «персонала» «Страны Негодяев» особое место занимает комиссар золотых приисков Рассветов, сопровождающий экспресс с золотом. Возможно, там же Есенин кардинально изменил сюжет почти написанного произведения и заменил продовольственный поезд на экспресс, везущий золото (возникают ассоциации с «золотым эшелоном» Колчака, который был в центре внимания прессы того времени). Прототипом Рассветова, вероятно, явился видный советский деятель 20-х годов — Александр Михайлович Краснощеков (1880-1937 гг.) — Председатель Правительства и министр иностранных дел Дальневосточной республики, заместитель наркома финансов, член Президиума ВСНХ и Председатель правления Промбанка (1922-1923 гг.). Свидетельством того, что фигура Краснощекова была в поле зрения Есенина при создании «Страны Негодяев», является связь основных реалий текста поэмы с действительными «американскими аналогиями»: золото и деньги, биржевые трюки, бизнесмены, маклера; дальневосточной тематикой: золотые прииски, экспресс с золотом, советский сыщик китаец Литза-Хун. Возможно, Есенин и Краснощеков были знакомы лично. Поэт, несомненно, знал по публикациям в газетах тех лет о первом показательном процессе над этим крупным коммунистическим деятелем, сторонником свободного частного рынка (1924 г.). «Страна Негодяев» полностью была опубликована лишь после смерти поэта. Тем не менее, благодаря выступлениям Есенина с чтением отрывков поэмы в России и за ее пределами, она стала заметным фактом литературной жизни начала 20-х годов, причем не только в России, но и за рубежом[10].

 Поэма «Анна Снегина», завершенная Есениным в январе 1925 года в Баку, хорошо известная из школьного курса русской литературы, с годами воспринимается совершенно по иному: как пронзительный поэтический анализ социально-политических событий из истории нашей Родины 1917-1921 гг., приведших к трагическому «рассеянию» русского народа. Перед читателем разворачиваются страницы кровавой русской драмы: мировая война, постепенное обнищание крестьянства, массовое дезертирство из действующей армии; «волнения» в народе, во главе зачинщиков — околокриминальные элементы, на фоне повсеместной алкоголизации населения; внесудебная расправа над местной властью; насильственный отъем собственности у «власть имущих»; гибель на войне лучших представителей нации – офицеров; гражданская братоубийственная война, на передний план выдвигаются «выжившие» приспособленцы и проходимцы; эмиграция образованной части нашего общества. Как результат — смерть патриархальной крестьянской России, столь близкой сердцу Сергея Есенина (хотя в полном смысле слова Есенин крестьянином не был, в поле не трудился).

 Душевный кризис Есенина-поэта и человека и большой степени отягощался алкоголизмом, пагубная привычка развилась у него, по оценкам биографов, после 1921 года, и во многом связана с его отношениями со знаменитой американской танцовщицей и педагогом Айседорой Дункан (1878-1927 гг.) [11]. Алкогольная аддикция со временем перешла в тяжелое психическое заболевание (незадолго до гибели поэт лечился в известной московской психиатрической клинике доктора Ганнушкина). Затяжные запои сформировали мотивы суицидального поведения, приведшие к роковой развязке 28 декабря 1925 года («Я знаю, знаю. Скоро, скоро// Ни по моей, ни чьей вине // Под низким траурным забором// Лежать придется также мне»— писал поэт в августе). По-видимому, прав Дмитрий Быков, считая, что «от того блистательного поэта, которым он был в 1918-1922 годах, поэта кабацкой Руси, Руси уходящей, поэта крестьянской утопии, его позднего отделяет бездна». Крах собственной биографии, по-видимому, с позиции медицинского диагноза «маниакально-депрессивный психоз», Есенин сделал темой своего творчества. Об этом — «Черный человек» (1925 г.). В литературоведении посещающий героя кошмар-двойник – «Черный человек» объясняется проекцией непростых отношений Есенина и Владимира Маяковского, идиллии и скандалов их личностных и творческих взаимоотношений. Всезнающий Дмитрий Львович (Быков) видит в позднем Есенине – «реинкарнацию» также позднего Н. Некрасова. В поеме слышится эпатажный голос Маяковского:

Ах, люблю я поэтов!
Забавный народ.
В них всегда нахожу я
Историю, сердцу знакомую, —
Как прыщавой курсистке
Длинноволосый урод
Говорит о мирах,
Половой истекая истомою.

Гипнотические «Черный человек// Черный, черный, // Черный человек // На кровать ко мне садится» — одни из самых пугающих строк в русской лирике; наверное, их можно определить как «введение в смерть, вступление в самоуничтожение», также, «произведение с чертами психической патологии», в том смысле, что у поэта «черный человек» — упрек голоса больной совести, ее «напоминание» о том, как должен был поступить русский поэт [12].

 Среди добрых знакомых С. Есенина значились персоналии с самой громкой, скандально-известной репутацией, имевших прямое отношение к криминальной тематике. Так, юнкер и начинающий поэт, отрицатель «буржуазной морали», эпатирующий Л.И. Кеннигисер (1896-1918 гг.) — вошел в историю как убийца шефа петроградской ЧК Урицкого. Одним из хороших знакомых Есенина, дававших свое поручительство за поэта перед ЧК был Яков Григорьевич Блюмкин (1900-1929 гг.), революционер, чекист, террорист и непревзойденный авантюрист, убийца немецкого посла графа фон Мирбаха. В ближайшем окружении Есенина было немало поэтов, имевших прямое или косвенное отношение к юриспруденции. Анатолий Борисович Мариенгоф (1897-1962 гг.), литератор и мемуарист, являлся несостоявшимся юристом, Вадим Габриэлович Шершеневич (1893-1942 гг.) — был «не много ни мало» сыном замечательного русского ученого-цивилиста, профессора и члена I Государственной думы Г.Ф. Шершеневича, автора многократно переиздававшихся учебных курсов по гражданскому и торговому праву. Рюрик Ивнев (М.А. Ковалев, 1891-1981 гг.) — сын помощника военного прокурора и выпускник юридического факультета Московского университета. О тесной связи с юридическим миром своей эпохи таких литераторов как Д.В. Философов и Р.В. Иванов-Разумник автор подробно останавливался в предыдущих очерках.

ЛИТЕРАТУРА

  1. М. Цветаева. Мой Пушкин. / Booking International, Paris, 1995. – 191 с.
  2. Быков Д.Л. Трезвый Есенин // Советская литература. Расширенный курс. – М.: ПРОЗАиК, 2015. С. 49-62.
  3. Азадовский К.М. Есенин С.А. // Русские писатели. Биографический словарь, 1800-1917. – М.: Большая российская энциклопедия, 1992. Т. 2., С. 240-245. При написании биографического очерка поэта нами был использована данная статья. 
  4. Селезнев Л.А. Маяковский В.В. // Русские писатели. Биографический словарь, 1800-1917. – М.: Большая российская энциклопедия, 1994. Т. 3., С. 551-557. При написании биографического очерка поэта нами была использована эта публикация данного автора.

Окончание следует.

Харабет К.В., председатель Фонда содействия научным исследованиям в области правового обеспечения безопасности человека имени проф. А.А. Тер-Акопова (г. Москва), полковник юстиции запаса.